Да пребудут с нами галактические кредиты

Как устроена экономика в мире «Звездных войн»

«Звездные войны» — это не только семь уже отснятых фильмов, восьмой в ожидании премьеры и девятый в работе. Это еще и множество ответвлений: кино- и телефильмы, мультфильмы, радиоспектакли, книги, комиксы, компьютерные и настольные игры, аттракционы. Создатели такого большого мира не могли оставить его без экономической основы.

Фото: Reuters

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ

Межгалактический доллар

«Их объединяет одно — кредиты. Жажда наживы движет всеми живыми существами, признающими денежную систему» — так говорил Фелтиперн Тревагг из Мос-Эйсли, сборщик налогов и пошлин «с тех, кто живет или посещает этот убогий космопорт» (четвертый эпизод).

Итак, галактический кредитный стандарт, он же кредит, он же кред, он же республиканский датарий, а позднее имперский кредит — самая популярная в галактике валюта. Этакий галактический доллар США. У кредита есть свое символическое обозначение — семерка, перечеркнутая не одной горизонтальной чертой, а двумя вертикальными.

Как учит «Вукипедия» (специальная «Википедия» для фанатов «Звездных войн»), мощь галактического кредита обеспечена в первую очередь богатством планеты Муунилинст, где расположена штаб-квартира Межгалактического банковского клана (МБК). Это, видимо, галактические США и галактическая Федеральная резервная система.

Робототехника — одна из двух известных отраслей промышленности в мире «Звездных войн»

Фото: Lucasfilm

МБК работает со множеством валют со всех концов галактики. Во время крупнейших галактических войн и политических кризисов МБК старался быть над схваткой, поддерживая валюты обеих противоборствующих сторон. Но при этом крупнейшая финансовая структура галактики не могла быть не связана с политикой и политиками.

В период сепаратистского кризиса (когда многие планеты пытались выйти из состава Республики, чтобы избавиться от вмешательства властей Республики в экономику) сенатор Палпатин тайно перевел миллиарды кредитов с нескольких планет на счета в МБК, чтобы потом эти деньги были использованы корпорациями, связанными с кланом. В обмен на это банкиры обеспечивали канцлеру поддержку в галактическом Сенате.

Но как есть страны, не верящие в доллар США, так есть и планеты, не доверяющие галактическим кредитам. В первом эпизоде «Звездных войн» джедай Квай-Гон хочет купить самую важную запчасть для звездолета, гипердвигатель Т-14, и предлагает торговцу Уотто 20 тыс. республиканских датариев. Между ними происходит следующий диалог:

— Республиканские кредиты? Здесь они бесполезны. Мне нужно что-то другое, настоящее.

— У меня больше ничего нет, но вы возьмете кредиты.

— Не возьму.

— Возьмете.

— А что это вы рукой машете, как джедай какой-то? Я тойдарианец. На меня внушение не действует, только деньги. Нет денег — нет запчастей, нет сделки!

Уотто также упоминает, что стоимость гипердвигателя сопоставима со стоимостью нового звездолета. То есть новый звездолет тоже стоит около 20 тыс. кредитов.

Лендспидер Люка Скайуокера, нечто вроде автомобиля на воздушной подушке, находившийся далеко не в идеальном состоянии, был куплен за 2,4 тыс. кредитов. После гибели дяди и тети Люк продал уже отремонтированный, но уже очень сильно бывший в употреблении спидер за 2 тыс. кредитов. Падение цены объясняется и возрастом, и тем, что к моменту продажи на рынке уже присутствовала модель более нового поколения.

Свой сильно подержанный лендспидер Люк Скайуокер продал за 2 тыс. галактических кредитов

Фото: DIOMEDIA

И еще небольшая нестыковка. Если старый подержанный лендспидер (в нашем мире, например, ему соответствует недорогой автомобиль, выпущенный лет 20 тому назад) стоит 2 тыс. каких-то денежных знаков, то как 10 тыс. этих денежных знаков может «почти хватить» на звездолет (в нашем мире, например, легкий самолет)?

Продать лендспидер пришлось для того, чтобы Люк вместе с Беном Кеноби (джедаем Оби-Ван Кеноби) мог зафрахтовать звездолет «Тысячелетний сокол» Хана Соло для перелета на планету Альдераан. Хан Соло запросил 10 тыс. кредитов. Люк сказал, что таких денег почти хватит на новый космический корабль. Это было в четвертом эпизоде «Звездных войн». В первом, как указано выше, звездолеты стоили около 20 тыс. То ли за три эпизода подешевели, то ли курс кредита окреп.

Сколько стоит «Тысячелетний сокол», остается загадкой, поскольку Хан Соло его не покупал, а выиграл у Лэндо Калриссиана

Фото: Lucasfilm

«Скажите Джаббе, что я принес ему деньги»

Примерно поняв, каковы в мире «Звездных войн» цены, попробуем разобраться с заработками.

Хан Соло знал, что у Люка и Оби-Ван Кеноби проблемы, поэтому 10 тыс. кредитов, которые он запросил за фрахт своего звездолета,— это явно большой заработок с доплатой за риск. Даже слишком большой. Потому Оби-Ван Кеноби предложил всего 2 тыс. кредитов авансом, зато по прибытии на Альдераан обещал еще 15 тыс. кредитов. И капитан Соло согласился.

За фрахт своего звездолета Хан Соло запросил у Оби-Ван Кеноби 10 тыс. галактических кредитов — столько же, сколько стоил новый космический корабль

Фото: 20th Century Fox Film Corporation; Lucasfilm Ltd.

Потом оказалось, что планета Альдераан уничтожена боевой станцией «Звезда смерти». Но Соло заработал даже больше, чем первоначально предполагал: он получил награду за спасение принцессы Леи. Точная сумма в фильме не называлась, но от Люка Хан слышал такие слова: «Больше, чем ты можешь представить».

Награда за освобождение принцессы Леи из плена была существенно больше, чем Хан Соло надеялся получить за полет к Альдераану

Фото: Lucasfilm

Самому Хану Соло деньги были нужны, чтобы вернуть долг главарю преступной группировки Джаббе Хатту (уходя от патрульного звездолета, капитан Соло выбросил за борт груз наркотика, который должен был перевезти по заказу Джаббы). Согласно книге Star Wars Sourcebook, стоимость груза составляла 12,4 тыс. кредитов. Так что 17 тыс. за полет на Альдераан позволяли Соло погасить долг и остаться в прибыли.

Правда, обозлившийся на капитана звездолета преступный авторитет имел собственные представления о размере долга: он объявил награду за поимку Хана Соло, платил «охотникам за головами» и даже поставил капитана на счетчик, увеличив общую сумму своих убытков и расходов на 50%. Итог — 224 190 кредитов, согласно той же книге. Такой суммы у Хана Соло, разумеется, не было. Возможно, именно поэтому он, замороженный в карбоните, служил три месяца украшением для дворца Джаббы Хатта.

Здесь, правда, возникает еще один вопрос.

Джабба оплачивал услуги пяти «охотников за головами». Лучший из них, Боба Фетт, получил 5 тыс. кредитов, остальные — 2 тыс. на всех. Потратить 7 тыс., чтобы вернуть 12,4 тыс.?

Точный курс галактического кредита, например, к тому же доллару США вычислить, увы, нельзя. Неизвестен уровень инфляции, к тому же на разных планетах могли быть совсем разные ценовые уровни. Кроме того, некоторые виды товаров из галактики «Звездных войн» просто не существуют в нашем мире, так что сравнение покупательной способности затруднено.

По довольно грубым оценкам фанатов, курс кредита может находиться в диапазоне от $0,33 до $10. Судя по существованию такой денежной единицы, как децикред (десятая часть кредита), даже на один кредит что-то можно купить, хотя бы на некоторых планетах.

Очень грубое представление о заработках можно получить по тому, какие деньги потратил Джабба Хатт на поиски Хана Соло. Боба Фетт, лучший «охотник за головами», профессионал высочайшего класса, получал 500 кредитов в день. Его менее квалифицированные коллеги — по 50 кредитов в день. Логично предположить, что

зарплата среднестатистического работника со среднестатистической планеты должна быть примерно на этом же уровне — 50 кредитов в день, около 1 тыс. в месяц. А 500 кредитов в день — 10 тыс. в месяц — это заработок суперпрофессионала.

Разброс, разумеется, гораздо шире. Ведь в галактике широко применяются и рабский труд, и робототехника. И не очень понятно, кто такой среднестатистический работник. Эпопея дает представление далеко не обо всех профессиях, существующих в галактике.

Сколько зарабатывал среднестатистический персонаж «Звездных войн», неизвестно, поскольку немалую часть работ выполняют роботы

Фото: Lucasfilm

По фильмам создается ощущение, что подавляющее большинство живых существ занято полетами и битвами, а о других занятиях, особенно дозволенных законом, например о промышленности, известно мало (хотя понятно, что есть военная промышленность и робототехника).

Эпизод 6½. Великая галактическая депрессия

Потрясения галактического масштаба, как это известно и нам, землянам, сопровождаются гиперинфляцией. С появлением Галактической Империи обесцениваются республиканские кредиты. А Новая Республика точно так же обесценивает имперские кредиты.

Между шестым и седьмым эпизодами эпопеи в мире «Звездных войн» прошло 30 лет. Судя по всему, все эти годы галактика выходила из тяжелейшего финансового кризиса.

Цены на технику в разных эпизодах «Звездных войн» существенно разнятся. Возможно, причина кроется в разнице курса галактических кредитов

Фото: Lucasfilm

Захари Файнштейн, специалист по финансовой инженерии из Университета Вашингтона в Сент-Луисе, несколько лет назад предсказал, что после уничтожения повстанцами двух «Звезд смерти» такой кризис неминуем. Вот как выглядят его оценки.

Орбитальная боевая станция «Звезда смерти I» (супероружие, созданное по приказу императора Палпатина) имела размер от 100 до 160 км в диаметре, согласно разным источникам. Установленный на ней суперлазер имел мощность, достаточную для уничтожения целой планеты.

Если принять цены на сталь равными современным ценам на этот металл на Земле, то при диаметре «Звезды смерти I» 140 км вся сталь для нее должна стоить 852 000 000 000 000 000 долларов США ($852 квадриллиона) по ценам 2012 года.

При диаметре 160 км почти на треть больше — $1,272 квинтиллиона. Для сравнения: валовой продукт всей планеты Земля составлял в 2016 году жалкие $75 трлн (в 11 360 раз меньше, чем меньшая из оценок стоимости стали для орбитальной станции).

Кроме стали есть еще высокотехнологичная электронная начинка. Файнштейн для сравнения берет вес стали и общую стоимость постройки самого современного американского корабля-авианосца «Джеральд Форд» (его строительство в настоящее время закончено на 98%). Экстраполировав соотношение общей стоимости и цены стали авианосца на «Звезду смерти», он получает полную стоимость супероружия, включая расходы на исследования и разработку,— $193 квинтиллиона в ценах 2012 года.

В книге «Star Wars: Absolutely Everything You Need to Know» издательства Dorling Kindersley приведена на много порядков меньшая цена — «более 1 квадриллиона галактических кредитов». Никакой правдоподобный обменный курс галактического кредита не может объяснить такую маленькую цифру.

Вторая боевая орбитальная станция, «Звезда смерти II», имела гораздо больший диаметр — 900 км. Если считать, что расходы на технологические компоненты при ее строительстве были схожими с первой «Звездой смерти», а цена стали осталась прежней, общая стоимость второй «Звезды» — $419 квинтиллионов по ценам 2012 года.

Только стоимость стали для «Звезды смерти II» составляет $419 квинтиллионов по ценам 2012 года

Фото: Lucasfilm

На основе стоимости первой «Звезды» — $193 квинтиллиона — исследователь вычислил размер валового галактического продукта (ВГП), предположив, что расходы на супероружие составляли в нем примерно ту же долю, какую в свое время составляли расходы бюджета США на «Манхэттенский проект» (создание атомной бомбы).

Годовой ВГП в период строительства «Звезды смерти I» равнялся примерно $4,6 секстиллиона по ценам на 2012 год.

Далее исследователь просчитал, что должно было произойти с экономикой галактики после битвы при Эндоре (когда был убит император Палпатин и уничтожена «Звезда смерти II»). Отношение активов Межгалактического банковского клана к ВГП составляло тогда примерно 20% (по аналогии с отношением активов ФРС к ВВП США после Великой депрессии и Второй мировой войны). Активы всего банковского сектора галактики, в которой 1,75 млн обитаемых миров, равны примерно 60% ВГП. Если предположить, что оплачено 50% расходов на строительство первой «Звезды смерти», а создание второй еще не оплачено, и у Галактической Империи нет других крупных долгов, император Палпатин вел консервативную фискальную политику, а процентная ставка равна 0%, то ущерб от дефолта по ГКО Империи должен составить $515,5 квинтиллиона.

ВГП падает на 2,5%. Чтобы галактическая экономика не обвалилась, необходимо спасение банковской системы, вливание в нее суммы, равной не менее 15-20% ВГП. У Альянса повстанцев такой суммы в распоряжении не было. Но, судя по тому, что киноэпопея не закончилась, борцы за свободу как-то выкрутились. Как всегда.

Вся лента