Убирай выражения
Суд признал законными претензии чиновников Казани к темам публичных мероприятий
Оппозиция Татарстана лишается возможности проводить протестные мероприятия. Вчера штаб Алексея Навального в Казани не смог в суде оспорить претензии исполкома Казани к темам агитационных пикетов. В муниципалитете считают, что сторонники оппозиционера были недостаточно точны, заявляя для обсуждения на акциях «расследования основателя Фонда борьбы с коррупцией» и «общественно-политическую деятельность Навального». Право предъявлять дополнительные требования к темам публичных мероприятий чиновникам предоставил Госсовет Татарстана, который на фоне роста протестной активности срочно принял поправки в республиканский закон о митингах. Суд признал, что исполком Казани был прав, отказавшись согласовать акции в поддержку Алексея Навального. В штабе оппозиционера считают ситуацию «абсурдной».
Вчера Вахитовский райсуд рассмотрел жалобы юриста штаба Алексея Навального в Казани Азата Габдульвалеева на действия городского исполкома, который отказался согласовывать заявленные на 14 и 18 мая пикеты в поддержку оппозиционера. Как указал в своих заявлениях господин Габдульвалеев, чиновники потребовали от сторонников Алексея Навального привести уведомления в соответствие с законом Татарстана о публичных мероприятиях. При этом ответы исполком направил организатору пикетов с нарушением установленных законом сроков, говорится в исках. В результате действий исполкома законность пикетирований «была поставлена под сомнение», были нарушены «конституционные права на организацию и проведение публичного мероприятия», считает юрист штаба. Господин Габдульвалеев просил суд «признать незаконными» сами ответы исполкома и их «несвоевременность».
Проблемы с согласованием публичных мероприятия у штаба Алексея Навального возникли в связи с принятием новой редакции республиканского закона о митингах, за которую депутаты Госсовета Татарстана проголосовали на сессии 17 апреля сразу в трех чтениях (в тот же день закон подписал президент республики Рустам Минниханов). Поправки обязуют организаторов публичных акций указывать в уведомлении «точную формулировку предполагаемого к обсуждению вопроса». У чиновников появилось право требовать устранения нарушений, которые они могут выявить, получив уведомление. Об этом они должны сообщать организатору «в течение восьми рабочих часов в письменной форме». Согласование мероприятия происходит после корректировки уведомления. Отметим, что ранее чиновники не имели возможности предъявлять претензии к темам публичных мероприятий, за исключением тех, что «не соответствуют положениям Конституции» или «нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ». Требования к публичным акциям власти ужесточили на фоне роста протестных настроений в Татарстане.
Азат Габдульвалеев заявил в суде, что поправки в республиканский закон фактически позволили чиновникам Казани «саботировать» согласование акций. Он настаивал, что указал в уведомлении точные формулировки предлагаемых к обсуждению вопросов на пикетах: «связь между коррупцией и социально-экономическим кризисом, расследования Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), защита гражданских прав и свобод, в том числе избирательных прав граждан, общественно-политическая деятельность основателя ФБК Навального». О претензиях к формулировкам господин Габдульвалеев в день подачи уведомлений узнал только по телефону. При этом чиновники не стали разъяснять, какие конкретно нарушения были в его заявках.
Вместе с тем представитель исполкома Александр Токмаков неожиданно заявил в суде, что исполнить норму республиканского закона о направлении ответа в письменной форме у мэрии Казани нет возможности. В штате исполкома, по его словам, нет должности курьера, а «направление соответствующего ответа по почте привело бы к тому, что ответ организатором публичного мероприятия по независящим от исполнительного комитета Казани причинам (работа почты) был бы получен по истечении не менее трех дней», то есть уже после даты, на которую была запланирована акция. Примечательно, что ответ на уведомление о пикете 18 мая чиновники все-таки отправили почтой за день до проведения акции. Азат Габдульвалеев смог получить его только 23 мая. Александр Токмаков заявил, что сторонники Алексея Навального «злоупотребляют правом», когда подают уведомления о проведении публичных мероприятий в последние установленные для этого законом дни.
Господин Токмаков сообщил, что «буквальное толкование» новых поправок в республиканский закон должно исключать «двойное толкование» формулировок цели мероприятия. «Расследования Фонда борьбы с коррупцией… Что это за расследования? В чем они должны заключаться? Здесь мы считаем, что конкретизации вопроса нет»,— пояснил он и указал, что в исполкоме считают, что законом республики предусматривается обсуждение на одном публичном мероприятии лишь одного вопроса, а не нескольких. При этом по федеральному законодательству таких ограничений нет. «А что за вопрос, предлагаемый к обсуждению: общественно-политическая деятельность основателя ФБК? В чем смысл?»,— также удивилась судья Гузелия Аюпова.
В итоге судья встала на сторону исполкома. Вчера она зачитала только резолютивную часть своих решений: в удовлетворении заявлений Азата Габдульвалеева отказать.
В штабе Алексея Навального будут обжаловать решение суда. «Фактически новые поправки в республиканский закон были приняты, чтобы помешать проведению протестных акций. При этом чиновники Казани толкуют закон в свою пользу, нарушая его требования. Ситуация доведена до абсурда»,— заявила “Ъ-Казань” координатор штаба Эльвира Дмитриева. Она опасается, что чиновники продолжат препятствовать проведению акций оппозиции.
Добавим, что в итоге 18 мая пикет в поддержку Алексея Навального так и не состоялся. 14 мая пять сторонников оппозиционера попытались установить агитационный куб на площади Тукая, полагая, что их акция считается согласованной, поскольку исполком не выполнил своих обязательство по согласованию мероприятия. Его участники были задержаны полицией. Один из волонтеров Альберт Абузаров был арестован на 10 суток за неповиновение требованию полицейского (вчера вышел на свободу). Дела остальных будут рассмотрены 30 мая.