Реплика без адреса
Как трактуют реакцию президента на ситуацию вокруг «Гоголь-центра»
Владимир Путин впервые отреагировал на обыски у Кирилла Серебренникова. На церемонии вручения государственных наград в Кремле 24 мая актер Евгений Миронов передал президенту письмо в поддержку театрального режиссера. А после официальной части, как узнала газета «Коммерсантъ», Путин прокомментировал ситуацию фразой «да дураки».
Кому были адресованы слова президента? И что последует после них?
Сказанная Путиным фраза, вероятнее всего, стала сигналом для силовиков, считает политолог Андрей Колядин.
«Никто не настаивает на том, чтобы нужно обелять воров и негодяев, если они находятся в сфере искусства. Но для того чтобы проводить следственные действия такого уровня, необходимо иметь железобетонные основания, — подчеркнул он. — Надо сказать, что Кремль не является руководителем силовиков. У них есть свои министры, своя ветвь соподчиненности. А вот Владимир Путин — их руководитель, поэтому для изменения ситуации достаточно того, чтобы он сказал и чтобы его услышали. Если этого не произойдет, значит, мы увидим новость о новых кадровых перестановках в силовых структурах».
Сотрудники Следственного комитета пришли с обыском домой к Кириллу Серебренникову и в возглавляемый им «Гоголь-центр» во вторник, 23 мая. Силовики обыскивали театр примерно шесть часов, перекрыв все входы и выходы в здание. Режиссера позже допросили в качестве свидетеля по делу о хищении 200 млн бюджетных средств, выделенных несколько лет назад организации «Седьмая студия».
Такими действиями силовики подчеркивают, что могут действовать самостоятельно, уверен эксперт Института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Слатинов.
«В последнее время мы наблюдаем довольно своеобразный процесс, который связан с резкой автономизацией ключевых игроков в нынешней политической элите, прежде всего силовиков. Хочу напомнить историю с Алексеем Улюкаевым, о которой, судя по разным прямым и косвенным свидетельствам, глава государства, если и был проинформирован, то далеко не полностью. Был эпизод, связанный с Леонидом Маркеловым, который, как известно, сначала получил санкцию от главы государства на отставку и последующий переход в Совет федерации, а затем был задержан, — напомнил он. — Конечно, Владимир Путин остается главным держателем вертикальной системы власти, но, увы, она теряет управляемость, и отдельные ее звенья, прежде всего, силовые, все активнее ведут собственную игру. Все это представляет собой огромную проблему».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ситуация с обысками дома и на работе у художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова — это «не дело Кремля». От комментариев отказался и министр культуры Владимир Мединский. По его словам, разговор о режиссере может перебить повестку СМИ забудут о выставке «Интермузей», которую глава Минкульта в четверг открывал в Манеже.
Пока высшая федеральная власть действительно не будет вмешиваться в эту историю, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «В контексте антикоррупционных дел Путин уже высказывался в том ключе, что не надо превращать следственные действия в шоу. Обыск, в том числе на квартире Кирилла Серебренникова, а не только в офисе, — это, конечно, громкое событие. Здесь речь идет о творческой интеллигенции. В обществе уже звучат ассоциации с прежними репрессивными режимами, — напомнил он. — Реакция Кремля на данном этапе мне кажется преждевременной со всех точек зрения, ведь Кириллу Серебренникову пока не предъявлено никаких официальных обвинений. Речь идет о каких-то предварительных действиях. А вот если последуют официальные обвинения, тогда дело приобретет более серьезный оборот для всех сторон».
В деле, по которому был допрошен Кирилл Серебренников, уже появились первые задержанные. Ими оказались бывшие гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и главный бухгалтер Нина Масляева. Пресненский суд Москвы рассмотрит ходатайство следствия об их аресте.