Большой театр рассказал о предстоящем сезоне
В списке премьер — десять названий
В Большом театре прошла пресс-конференция, посвященная планам на будущий сезон. Анонсировано десять премьер: пять оперных (четыре сценических постановки и одно концертное исполнение), четыре балетных и одна в жанре «музыкальный театр для самых маленьких».
«Детская» премьера назначена на 24 сентября. Как и в 2013 году, Большой обратился к классике жанра, «Путеводителю по оркестру для юных слушателей» Бриттена, только тогда «Путеводитель» объединяли с оперой Равеля «Дитя и волшебство», а теперь новая постановка Алексея Франдетти объединит его с симфоническим шлягером — «Карнавалом животных» Сен-Санса.
В оперной афише к русскому репертуару театр обратится дважды. Одно из двух названий — «Псковитянка» Римского-Корсакова, которую главный дирижер театра Туган Сохиев представит в концертном исполнении 13 октября. Здесь без неожиданностей: и концертный формат (Сохиев прибегал к нему и в прошлые два сезона, исполняя, соответственно, «Орлеанскую деву» Чайковского и «Путешествие в Реймс» Россини), и выбор самого произведения (приманчивого для слушателя, но в Москве давно не шедшего) — решения проверенные. Удивительнее со вторым произведением. Из репертуара вычеркнута «Пиковая дама» в постановке Льва Додина, которую Большой выпустил всего лишь два года назад, и теперь 15 февраля на исторической сцене покажут новую «Пиковую». Можно понять, почему снят на самом деле уже давнишний додинский спектакль, шедший, очевидно, без большого успеха. Но настолько спешная замена — ход, к которому в обычной практике оперные дома прибегают редко. Увы, ослепительного театрального результата замена при этом не сулит. Новую «Пиковую» вместе с маэстро Сохиевым опять ставит драматический режиссер, на сей раз это Римас Туминас, чья «Катерина Измайлова» в том же Большом совсем не выглядит для театра стоящим приобретением.
Три европейских оперных названия европейским же режиссерам и доверены. Новая «Богема» появится в репертуаре Большого в самом конце сезона, 24 июля 2018 года, и ставить ее будет, в занятном соответствии с сюжетом оперы Пуччини, молодежная команда: дирижер Даниэле Рустиони (который несколько лет работал главным приглашенным дирижером в Михайловском театре вскоре после прихода туда Владимира Кехмана) и режиссер Жан-Ромен Весперини (в Большом он уже работал, но в качестве ассистента Петера Штайна). В случае «Бала-маскарада» Верди (премьера 20 апреля) постановщики более опытные, хотя и не из первого эшелона: музыкальным руководителем будет Джакомо Сагрипанти, а режиссером — Давиде Ливерморе (в сентябре 2017 года он выпускает в «Ла Скала» генделевского «Тамерлана»). И пуччиниевский супершлягер, и любовно-политический триллер Верди — вполне благоразумные пополнения репертуара, но, похоже, безоговорочный успех сулят не они, а «Альцина» Генделя (18 октября). Постановка Кэти Митчелл, чьи спектакли только что привозил в Большой фестиваль в Экс-ан-Провансе,— копродукция с последним, уже собравшая (особенно после выхода видеозаписи спектакля в Эксе) щедрую жатву совершенно заслуженных похвал критики.
В балетном разделе возобновления, копродукции и переносы преобладают практически безраздельно. Главный хореографический юбилей сезона, 200-летие Мариуса Петипа, театр отметит, во-первых, возвращением «Коппелии» (14 декабря), которую Сергей Вихарев реконструировал на сцене Большого еще в 2009 году и которая исчезла из репертуара, когда балетную труппу возглавлял Сергей Филин. Во-вторых — трехактным гала-вечером «Великий Петипа» (6–8 июля). К его постановке привлечены три хореографа, изучавшие и реконструировавшие наследие Петипа по записям Николая Сергеева — Сергей Вихарев, Юрий Бурлака и Алексей Ратманский.
«Ромео и Джульетте» в версии Юрия Григоровича, которую Большой в очередной раз возобновил в 2010 году, наконец-то нашлась альтернатива. Правда, опять заемная: спектакль, который впервые покажут на новой сцене Большого 22 ноября,— перенос постановки Алексея Ратманского, сделанной шесть лет назад для Национального балета Канады, где хореограф сделал особый акцент на психологическом рисунке ролей шекспировских героев.
«Анна Каренина» Джона Ноймайера на музыку Альфреда Шнитке, мировая премьера которой пройдет 2 июля в Гамбурге, будет перенесена на историческую сцену Большого уже к 23 марта следующего года. Среди здравствующих классиков именно бессменный глава Гамбургского балета — любимый хореограф нынешней правящей четы Большого театра, Владимира Урина и Ирины Черномуровой, благодаря которым работы Ноймайера заняли существенное место в репертуаре Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Можно предположить, что переговоры с Джоном Ноймайером о постановке «Анны Карениной» велись еще давно, именно тогда, когда Владимир Урин возглавлял Музтеатр — а затем из-за свершившихся перемен в репертуаре Музтеатра предполагаемую «Каренину» Ноймайера пришлось в итоге заменять малоудачной «Анной Карениной» в постановке Кристиана Шпука.
Освоение наследия другого современного классика, Иржи Килиана, Большому театру дается с очевидным трудом, однако труппа не оставляет попыток. 2 ноября, в программе с балетами «Клетка» и «Этюды», театр покажет килиановский одноактный балет «Забытая земля» на музыку «Симфонии-реквиема» Бриттена. Появление этого названия, видимо, можно связать с тем, что истекает срок проката другой работы Килиана — «Симфония псалмов». И угадывается за этим репертуарным ходом опять-таки инициатива Ирины Черномуровой.
Словом, никаких прорывов балетный сезон не обещает: в значительной степени Большой будет осваивать те творческие территории, которые Музтеатром уже были освоены прежде. При этом руководитель балетной труппы Махар Вазиев, как видно, предпочел сосредоточиться скорее на академической части нового репертуара, включая умеренное по размаху чествование Петипа.