Юристов объединяют не спеша
перспектива
Стратегия объединения судебных представителей на базе адвокатуры готовилась несколько лет. В течение 2016 года большая часть противоречий была снята, говорят в Федеральной палате адвокатов: юристам предложат льготный переходный период и несколько видов адвокатских образований. За тот же период адвокатуре добавили несколько преференций: обыскивать адвокатов стало сложнее, а допускать их к доверителям, наоборот, проще. Впрочем, скептики указывают на то, что не решен вопрос доступности адвокатов для регионов, и это чревато дополнительными затратами государства на оплату их работы.
Как сообщил на конференции "Современные мировые тенденции развития адвокатуры", прошедшей в рамках VII Петербургского международного юридического форума, статс-секретарь--заместитель министра юстиции РФ Юрий Любимов, проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в целом уже готов. Документ будет посвящен стратегии объединения представителей адвокатуры и юридического консалтинга в РФ. Ключевое положение — объединение на базе адвокатуры — остается в силе, подтвердили "Ъ" в Федеральной палате адвокатов. Напомним, после распада СССР институт адвокатуры сохранился (за адвокатами формально закреплено только представительство в уголовном процессе), но право оказывать юридические услуги есть и у независимых юристов, и у представителей международных юрфирм. Официальных данных об объеме этого рынка нет. Действующая госпрограмма "Юстиция" предусматривает, что объединение профессии должно пройти к 2020 году.
В конце 2015 года проект концепции Минюст передавал в российское правительство, однако текст был возвращен: в ФПА отмечают, что это произошло "по формальным основаниям" и "без рассмотрения по существу". Тогда предполагалось, что адвокатский статус для судебного представительства должны будут получить все юристы, кроме чиновников, корпоративных юристов, нотариусов и патентных поверенных. Для объединения Минюст готов был установить переходный период и предоставить консультантам специальный порядок перехода. В течение 2016 года, говорят в Федеральной палате адвокатов, документ вырос в объеме вдвое по итогам серии обсуждений на различных площадках, но ключевые положения не изменились: будет предусмотрен льготный переходный период, и расширятся виды адвокатских образований для более комфортного пребывания в них представителей юридического консалтинга. После того как концепцию примут, будет разработан и проект федерального закона, в котором установят процедуры объединения. Срок его подготовки Минюст недавно предложил перенести на 2018 год. "Можно предположить, что не будет разрабатываться новый федеральный закон, а подготовят большой блок поправок в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре",— говорит исполнительный вице-президент объединения Андрей Сучков.
С середины 2016 года законодательство об адвокатуре дополнилось несколькими процессуальными поправками, которые должны облегчить работу представителям этой профессии. Как отмечают в ФПА, таких новелл несколько. В том числе был законодательно закреплен институт адвокатского запроса, усилены гарантии профессиональной тайны (обыск адвоката стал возможен только по делу в его отношении или по предъявленному ему обвинению). Адвокатов стали допускать к доверителям в следственные изоляторы без справок от следователей, которые требовались раньше, уточнили и порядок их вступления в уголовное дело.
Впрочем, у юристов остаются вопросы к экономической стороне реформы. Как отмечает доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА Сергей Халатов, введение адвокатской монополии выявит нехватку адвокатов вне крупных городов. По его наблюдениям, в большинстве районных центров судей больше, чем адвокатов, а у небогатых граждан нет средств на оплату "столичных" правозащитников. "Нет платежеспособного спроса, потребность в юридической помощи закрывается за счет подрабатывающих юрисконсультов местных предприятий, юристов на пенсии",— описывает он ситуацию в регионах. По мнению господина Халатова, в первую очередь от адвокатской монополии пострадают социально незащищенные граждане.