Каким может быть универмаг в Венеции?
Елена Стафьева о Fondaco dei Tedeschi
Первый в Венеции department store, оправдывает все ожидания и избегает многих клише больших магазинов. И сверх того, это сейчас одно из самых модных мест в городе
В Венеции до сих пор не было большого универмага, и в этом есть определенный парадокс: с одной стороны, Венеция, самый туристический город на свете, с ее миллионными толпами, круглый год толкающимися на мосту Риальто и бредущими гуськом по узким улицам вдоль каналов от Сан-Марко к академии, с ее ежегодной биеннале — то современного искусства, то архитектуры,— собирающей весь мировой джет-сет, кажется идеальным местом для торговли люксовыми товарами. С другой же — эти узкие улицы и каналы, такие же узкие мосты в сочетании с теми самыми миллионами людей круглый год не особенно позволяют развернуться большому магазину, который требует большого пространства. Все эти обстоятельства складывались в целый ряд таких сложностей, что в городе, где невозможно построить новое большое здание, 150 лет обходились без универмага.
И вот он появился. С самого начала было понятно, что первый венецианский department store должен быть устроен особым образом и не дублировать уже существующие. Так же как было понятно, что если кто-то и справится с этой задачей, то только самые масштабные компании с самыми масштабными возможностями. Именно так в итоге все и получилось.
Но прежде всего нужно было здание в центре Венеции, которое можно бы было превратить в универмаг. Fondaco dei Tedeschi стало для этих целей идеальным — большое, красивое здание и прямо около первейшей венецианской достопримечательности, моста Риальто. Построенное в XIII веке немецкими купцами и бывшее центром венецианской торговли, подчистую сгоревшее и полностью перестроенное в начале XVI века (фасад расписывали Джорджоне и Тициан), в XX веке ставшее главным венецианским почтамтом, в 2008 году оно было куплено Benetton Group, которая планировала устроить там шопинг-центр и наняла для этого звезду современной архитектуры Рема Колхаса. Но превратил Fondaco dei Tedeschi в первый полномасштабный венецианский универмаг уже следующий владелец — DFS.
Компания DFS с 1960 года занималась дьюти-фри — в аэропортах, в отелях, в городах, а с 1997 года ее контрольный пакет принадлежит группе LVMH, которая, помимо прочего, владеет двумя знаменитыми парижскими историческими универмагами, La Samaritaine и Le Bon Marche, и со всей очевидностью собиралась развивать эту часть своего бизнеса. Так возник тот самый расклад, который дал возможность реализовать сложнейший проект в Венеции.
Превратить историческое здание в department store, полностью сохранив его облик и при этом сделав функциональным и удобным для посетителей, всегда непросто, но в Венеции это суперсложно. Что сделали в итоге Колхас и DFS? Почти шедевр современного дизайна и коммерческой архитектуры. И прежде всего потому, что ни первого, ни второго там практически не заметно.
Fondaco dei Tedeschi было перебрано, отчищено и отреставрировано буквально по камушку так, что кажется, будто с XVI века оно стояло заколдованным. На камнях галерей вокруг внутреннего двора можно различить ренессансные граффити — а на них не только увидеть инициалы и слова, но и представить, в какие игры играли от скуки жители Венеции в XVI веке (очень похожие на наши крестики-нолики, кстати).
При этом в самым дотошным образом отреставрированное средневековое здание был вмонтирован красный эскалатор на два этажа и вмонтирован так, что не были снесены никакие исторические его части. Были отчищены стены — снаружи и внутри, средневековый колодец во внутреннем дворе, каменные плиты пола — все это теперь сияет всеми оттенками серо-бежевого венецианского света (внутри его тщательно воссоздает очень аккуратное концептуальное современное освещение), а по периметру галерей вывешены традиционные венецианские штандарты, на которых выткано название универмага.
И конечно, тут все не совсем так, как это бывает обычно. Фактически концепция традиционного универмага в Fondaco dei Tedeschi перевернута с ног на голову: парфюмерно-косметические радости, которые обычно встречают нас, как только мы переступим порог универмага, тут на самом последнем этаже, а внизу, в атриуме,— ресторан AMO, дизайном которого занимался Филипп Старк, а кухней руководят Массимилиано и Раффаэле Алаймо (Alajmo). В самом углу под галереей устроен традиционный венецианский бар такого вида, как будто бы он там был как минимум последние сто лет. И в ресторан, и в бар сейчас приходят специально, вне зависимости от шоппинга, это то, что называется place to be. В галерее первого этажа всего несколько магазинов, в том числе магазин продуктов и венецианских сувениров/подарков, где выставлены лучшие местные производители и есть собственная продуктовая марка.
Продавать и продвигать местные бренды — вообще одна из концептуальных задач универмага. Кроме всем известного и понятного набора интернациональных люксовых марок, которые можно найти в любом дьюти-фри, тут действительно стараются собирать итальянские и венецианские компании. К открытию магазина многие итальянские люксовые бренды сделали мини-коллекции специально для Fondaco dei Tedeschi. Дальше, как говорят, локальных и по-настоящему редких брендов будет еще больше.
На самом последнем этаже, под крышей, устроено арт-пространство, где делают выставки и всякие арт-мероприятия. Сейчас, во время биеннале современного искусства, там устроена инсталляция Лориса Чеккини (Loris Cecchini) "Waterbones" — стены и потолок покрывают его фирменные серебристые сочленения, похожие одновременно и на кораллы, и на модели кристаллической решетки, и да, на элементы каких-то загадочных костей. Эти серебристые конструкции, покрывающие стены, создают эффект прорастающих во влажном венецианском климате неведомых морских водорослей, моллюсков или вообще бог знает чего, и свет, падающий с террасы, добавляет магического эффекта.
Отдельная радость — терраса. Как и инсталляция, она открыта для публики, это — общественное пространство, в которое может прийти каждый. Придется, правда, постоять в очереди, чтобы выйти на деревянный помост на самой крыше и увидеть самый лучший в городе вид на Гранд-канал (причем в две стороны, потому что как раз тут он изгибается), уткнуться практически носом в купола и кампанилу Сан-Марко, увидеть вдалеке порт и огромные океанские лайнеры, ну и сделать лучшую из всех возможных фотографий Риальто. Инстаграмоемкость, важнейшая характеристика современной культуры, тут на заоблачном уровне.