ОЭСР оценила безусловный доход
В отдельных странах он оказался слишком дорог для бюджета и бедных
Экономисты ОЭСР проанализировали возможность повсеместного распространения политики базового дохода в некоторых развитых странах ЕС. Оказалось, что введение нейтральных для бюджета налогооблагаемых безусловных выплат для всех граждан работоспособного возраста и младше наряду с устранением действующих соцвыплат и налоговых льгот потребует увеличения налогов — и окажется неэффективным для снижения бедности.
Возросший интерес к универсальному базовому доходу (УБД) — безусловной минимальной выплате гражданам страны — породил череду новых локальных экспериментов (например, в Финляндии, где с января 2017 года 2 тыс. человек получают €560 в месяц, или в Нидерландах, где эксперимент с УБД позволили провести 25 муниципалитетам). Это связано с попытками найти простую альтернативу громоздкой и не всегда эффективной системе соцзащиты во многих странах. Вместе с тем УБД часто рассматривают как инструмент, призванный решить проблемы бедности, доходного неравенства, риска потерять работу из-за автоматизации производственных процессов и роста диспропорций между затратами времени на семью, работу и отдых.
В свежем исследовании ОЭСР рассматривается сценарий введения нейтральных для бюджета повсеместных минимальных выплат гражданам как опции социальной политики в Финляндии, Франции, Италии и Великобритании. Авторы исследования рассматривают сценарий, в котором облагаемый, как и другие доходы, подоходным налогом УБД (что сократит его для богатых из-за прогрессивного налогообложения) выплачивается резидентам стран работоспособного возраста и младше — а его размер после налогообложения соответствует гарантированному размеру минимальной выплаты в существующей системе соцзащиты. Денежные пособия сохраняются для оплаты социального жилья, а льготы по инвалидности, которые превышают размер УБД, сокращаются на его величину. Все остальные денежные социальные пособия при этом отменяются.
Расчеты показывают: во Франции и Италии люди, которые раньше выходят на пенсию (55-64 года), и большинство безработных окажутся в проигрыше — так как их УБД будет меньше текущих минимальных соцвыплат. Во Франции и в меньшей степени в Финляндии и Великобритании граждане со средним уровнем доходов выиграют, так как до выплаты УБД они не получали пособий по бедности, предоставляемых после проверки нуждаемости. Они же, в отличие от домохозяйств с высоким уровнем доходов, меньше проиграют и от устранения налоговых льгот.
При этом во всех странах низкодоходные группы населения, получающие пособия по бедности после проверки нуждаемости, вероятнее всего, не получат никакого выигрыша или проиграют от выплат УБД на уровне минимальных гарантированных социальных выплат. Те же, кому в настоящее время пособия и льготы недоступны или доступны не в полном объеме, выиграют. При этом уровень бедности в рассматриваемом сценарии повысится в Финляндии, Франции и Великобритании и не изменится в Италии.
Кроме того, в каждой стране будет необходимо провести фундаментальную реформу налогообложения доходов — только это позволит получить средства для выплаты УБД на достаточном уровне без бюджетных потерь, что, в свою очередь, означает повышение налогов для большинства домохозяйств, заключают в ОЭСР.