Ждать у моря России
На Сицилии лидеры G7 не сделали ни шага к G8
В сицилийском городе Таормина вчера открылся двухдневный саммит G7, который заранее был назван "одним из самых сложных за многие годы". Связано это с разногласиями по вопросам торговли и изменения климата, сохраняющимися между дебютировавшим на площадке G7 президентом США Дональдом Трампом и остальными членами международного клуба. По "российскому вопросу" споров между участниками саммита значительно меньше. Хотя власти Италии и пытались добиться возвращения России в клуб индустриально развитых стран, все согласны, что для этого вначале должны быть выполнены минские соглашения по Донбассу. При этом в самой Москве возрождение формата G8 считают нецелесообразным.
На осадном положении
Сначала Италия собиралась проводить саммит G7 во Флоренции. Идея перенести встречу в Таормину возникла в связи с намерением "развеять предрассудки вокруг Сицилии и показать остров во всей красе его пейзажей, культуры и кухни" — так объяснила журналистам финальный выбор организаторов статс-секретарь президиума Совета министров Мария Элена Боски, отвечавшая за подготовку саммита.
Благодаря усилиям ее подчиненных отражавшая в Средневековье набеги норманнов и сарацин Таормина вновь обрела вид осажденной крепости. Город, по словам его мэра Элиджо Джардины, подготовился к противостоянию любым атакам, в том числе с использованием химических отравляющих веществ и в киберпространстве. На обеспечение безопасности саммита брошено более 10 тыс. человек, в том числе 3 тыс. военных. С моря охрану обеспечивают военные катера (при этом всем судам — включая задействованные в спасении беженцев — запрещено в эти дни швартоваться в портах Сицилии), с воздуха — вертолеты. Кроме того, с 10 мая Италия приостановила действие Шенгенского соглашения — на границах страны ввели паспортный контроль.
Миссию организаторов саммита усложняло то, что приземлявшихся на военном аэродроме Сигонелла участников и гостей саммита приходилось доставлять в Таормину вертолетами, а церемония открытия встречи лидеров G7 проходила на открытом воздухе — в старинном греческом театре. Отдельную проблему представляло обеспечение безопасности президента США. Его охрана, по данным газеты La Repubblica, даже поначалу предложила расширить таорминские улочки — чтобы по ним мог проехать президентский кортеж.
В итоге обошлось без капитальной реновации старинных кварталов. Но автотранспортом Дональд Трамп все равно активно пользовался. Вчера после церемонии фотографирования он единственный из лидеров не пошел пешком до отеля San Domenico, ставшего местом проведения саммита. Американский лидер сел в поджидавший его миниатюрный электромобиль и на нем добрался до места назначения.
"Один из самых сложных саммитов"
Непросто пришлось не только организаторам саммита, но и его непосредственным участникам — лидерам Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии. "Без сомнений, это будет наиболее сложный саммит "семерки" за многие годы. Не секрет, что лидеры имеют разные подходы по таким темам, как изменения климата и торговля",— заявил вчера утром глава Европейского совета Дональд Туск. Вечером участники саммита были вынуждены признать, что их позиции в результате дискуссий так и не сблизились.
Напомним, Дональд Трамп, который накануне дебютировал на саммите НАТО, а вчера — на площадке G7, сомневается в целесообразности Парижского соглашения по борьбе с изменениями климата (налагает на США обязательство сильно сократить выбросы углекислого газа), а также выступает за пересмотр ряда международных торговых соглашений и проведение Вашингтоном политики протекционизма. Эту тему Дональд Трамп затрагивал и в беседах со своими коллегами по НАТО в Брюсселе. Так, по данным немецких СМИ, американский лидер назвал несправедливым то, что Германия продает в США "миллионы своих автомобилей". "Это ужасно. Мы это остановим",— пересказывают журналисты произнесенные за закрытыми дверями господином Трампом слова.
Впрочем, есть и темы, не вызывающие споров. Важнейшей для Италии частью повестки саммита должно было стать обсуждение проблемы иммиграции. Неслучайно, что встреча проходила именно на Сицилии — куда практически ежедневно прибывают сотни беженцев из Африки. Не менее важной — особенно после теракта в Манчестере — стала и тема борьбы с терроризмом. По обоим вопросам разногласий не возникло. Вчера была подписана декларация об ужесточении мер по противодействию терроризму и экстремизму. Стороны договорились сообща устранять источники финансирования террористов и бороться с иностранными наемниками, которые, повоевав в Сирии или других горячих точках, возвращаются на родину. В документе также содержится призыв к интернет-провайдерам и владельцам соцсетей активнее противодействовать пропаганде экстремизма. Что же касается проблемы иммиграции, то сегодня будет принято итоговое заявление саммита, в котором планируется прописать тезисы о помощи странам, откуда идут основные миграционные потоки.
Как заверил вчера Дональд Туск, самое важное, чтобы среди членов G7 было "единство по вопросам сохранения глобального порядка, базирующегося на законах". "Каждый день мы сталкиваемся со стратегическими проблемами, которые угрожают миру и безопасности в Европе, Азии и на Ближнем Востоке",— заявил господин Туск, упомянув в этой связи "войну в Сирии, российскую агрессию на Украине, ракетные и ядерные испытания в Северной Корее, а также милитаризацию в Южно-Китайском море". По этим пунктам позиции участников международного клуба также совпадают — пусть и за исключением отдельных нюансов.
Семеро одного по-прежнему не ждут
Руководство страны--организатора саммита, Италии, больше остальных хотело возвращения к формуле G8 — особенно учитывая то, что Россия впервые была приглашена в этот клуб в 1994 году на встречу в Неаполе. Будучи министром иностранных дел, нынешний премьер Италии Паоло Джентилони говорил "Ъ", что приглашение России вернуться в клуб стало бы оптимальным способом налаживания отношений с нею. Господин Джентилони пытался убедить в этом других участников клуба, но так и не смог это сделать.
При этом и Италия, и другие страны G7 сходятся в том, что Москва должна проделать "домашнюю работу". "Они (Россия.— "Ъ") были исключены (в 2014 году.— "Ъ") из группы из-за ситуации на Украине. Так что для возвращения им нужно разрешить эту ситуацию. Это означает прогресс в вопросе минских соглашений и восстановление украинского суверенитета",— заявил накануне госсекретарь США Рекс Тиллерсон. А Дональд Трамп в ходе саммита НАТО в Брюсселе не стал исключать Россию из списка угроз евроатлантической безопасности (см. "Ъ" от 26 мая).
В руководстве ЕС также придерживаются жесткого подхода: Дональд Туск перед началом встречи в Таормине отметил, что лидеры "семерки" не должны смягчать подход к антироссийским санкциям, так как "со времени последнего саммита в Японии (в 2016 году.— "Ъ") не было ничего, что оправдало бы изменение санкционной политики в отношении России". Подробное обсуждение этой темы состоится сегодня в ходе рабочего ужина лидеров G7.
По мнению президента римского Института геополитики и прикладных наук (IsAG) Тиберио Грациани, "без России "семерка" представляет собой лишь маленький клуб, который не учитывает международной динамики". "Россия — глобальный игрок, играющий ключевую роль в решении ближневосточных проблем, в первую очередь сирийской, а также в установлении стабильности в Средиземноморском регионе, энергетике и других основополагающих пунктах повестки дня. И потому невозможно представить встречу наиболее значимых в мире стран, не принимая ее расчет",— заявил "Ъ" господин Грациани.
В Москве за завершающимся сегодня саммитом следят отстраненно. Как ранее отмечал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, к работе в формате G8 Россия пока возвращаться не собирается.