"Доступность ПЭТ/КТ-диагностики — это тысячи спасенных жизней"

инфраструктура

Диана Кобесова, генеральный директор "ПЭТ-Технолоджи", с удовлетворением отмечает, что компании понадобилось всего несколько лет для того, чтобы создать первую в России федеральную сеть центров ядерной медицины, стать лидером в области российской ядерной медицины и фактически с нуля сформировать направление высокотехнологичной диагностики, в рамках которой 90% услуг предоставляется пациентам бесплатно по ОМС.

Диана Кобесова с гордостью отмечает, что к восьми уже работающим центрам "ПЭТ-Технолоджи" скоро добавятся диагностические центры в Самаре, Тольятти и Ростове-на-Дону

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Всего за шесть лет вам удалось практически невозможное: создать в стране федеральную сеть центров ядерной медицины. Какая ставилась задача, какова была ситуация с доступом к высокотехнологичной медицине тогда и как она изменилась сейчас?

--- Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства с участием АО "Роснано" и частных инвесторов. Компания "ПЭТ-Технолоджи" создана в 2011 году для обеспечения населения России высокотехнологичной медицинской помощью в области ядерной медицины.

Если говорить о ПЭТ/КТ-диагностике, то метод не был представлен в регионах страны. Трудно поверить, но еще несколько лет назад для проведения необходимых исследований пациентам со всей России приходилось подолгу ждать очереди в столичных ПЭТ-центрах, а затем совершать длительные поездки ради самой процедуры. Это не только потеря драгоценного времени и дополнительные расходы на проезд, но и тяжелое физическое испытание для людей, чей организм и так истощен борьбой с онкологическими заболеваниями. Реализация проекта предоставила возможность пациентам проходить ПЭТ/КТ-диагностику в своем регионе. Центры ядерной медицины сейчас успешно функционируют в восьми городах: Москве, Уфе, Екатеринбурге, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде и Орле.

— Первый центр "ПЭТ-Технолоджи" был открыт в Уфе. Почему именно там и как вообще осуществляется выбор регионов для строительства диагностического центра?

— Работа по проектированию и строительству центров велась сразу в нескольких регионах, но в Уфе все необходимые этапы прошли быстрее, поэтому именно там был открыт первый центр. Если же говорить о том, по каким критериям мы выбираем место для открытия нового диагностического центра, то одним из основных критериев является количество онкологических больных в конкретном регионе.

--- Уже сейчас работает восемь центров "ПЭТ-Технолоджи". Планируете ли вы и дальше расширять географию присутствия?

— Да, такие планы есть. В ближайшее время готовятся к открытию диагностические центры в Самаре, Тольятти и Ростове-на-Дону. Кроме того, мы начали работу по созданию центров в Северо-Кавказском и Южном округах, где также существует серьезная потребность в современной диагностике.

— Для реализации подобных масштабных проектов требуются и серьезные инвестиции. Вы можете раскрыть эти данные?

— Могу сказать, что на данный момент объем инвестиций составил 4,2 млрд руб. Эти средства были направлены на создание восьми центров, организацию необходимой инфраструктуры и открытие собственного производства радиофармпрепаратов. Кроме того, до конца 2018 года в создание новых центров планируем инвестировать еще около 1 млрд руб.

— Расскажите подробнее о производстве и транспортировке радиофармпрепаратов. В этой сфере очень строгие требования.

— Необходимые для ПЭТ/КТ-диагностики радиофармпрепараты (РФП) "ПЭТ-Технолоджи" выпускает на своих производствах в Уфе и Ельце (Липецкая область), которые оборудованы циклотронным комплексом, лабораторией синтеза радиофармпрепаратов, оборудованием для дозирования и фасовки РФП, а также приборами контроля качества. Произведенные нами РФП доставляются в диагностические центры спецтранспортом, и, как вы правильно заметили, к условиям транспортировки предъявляются строгие требования, которые мы неукоснительно соблюдаем. Производство РФП в Ельце снабжает центры в Центральном федеральном округе. Логистика должна работать очень четко, так как РФП готовятся ровно в том количестве, которое необходимо для пациентов, пришедших на диагностику именно в этот день.

Основную часть производимых РФП составляет фтордезоксиглюкоза, которая используется в большинстве диагностируемых случае в онкологии и является универсальным неспецифическим маркером. Остальную линейку (фторэтилтирозин, фторметилхолин, фтортимидин) РФП продолжают лекарственные средства, позволяющие более специфично диагностировать раки предстательной железы и их рецидивы, опухоли головного мозга и другие заболевания. Производство РФП организовано в соответствии с современными требованиями GMP (Good Manufacturing Practice — "Надлежащая производственная практика"), что подтверждается наличием лицензии Минпромторга РФ на право производства лекарственных средств. На предприятии имеются системы контроля климатических параметров, непрерывного микробиологического контроля, мониторинга частиц и перепадов давления, которые оборудованы системами оповещения в случае превышения предельных значений. Контроль качества производственного процесса проводится на всех стадиях производства.

Доставка РФП осуществляется как наземным, так и воздушным спецтранспортом. Два производственных центра компании покрывают потребность в РФП восьми диагностических центров.

— Осуществляют ли региональные власти какую-либо поддержку вашим центрам? Если да, то в чем это выражается?

— Да, поддержка осуществляется на самых разных уровнях, без нее реализация столь масштабного проекта была бы просто невозможна. Очень приятно, что главы регионов и коллеги из профильных министерств и ведомств проявляют интерес к нашей работе и поддерживают проект. Только совместными усилиями мы можем изменить жизнь десятков тысяч онкобольных, которые нуждаются в современных методах диагностики. Однако надо сказать, что все финансовые вопросы мы решаем самостоятельно: никаких дополнительных субсидий и грантов мы не получаем.

— Как формируется цена на ваши исследования и операции? Насколько она доступна для жителей тех регионов, где расположены ваши центры?

— Сразу хочу отметить, что 90% пациентов проходят у нас обследование совершенно бесплатно по полису обязательного медицинского страхования. Попасть на диагностику можно по направлению из онкодиспансера. Отдельно хочется рассказать и о межтерриториальных соглашениях, согласно которым пациент из любого региона с полисом ОМС и направлением от врача может попасть в любой из наших центров. В случае необходимости также осуществляется доставка пациентов из других регионов на автотранспорте за счет компании, например из Брянска и Калуги в Центр ядерной медицины в Орле. Как видите, все это доступно.

Если говорить о предоставлении услуги на платной основе, то хочу подчеркнуть, что ПЭТ/КТ-диагностика в России стоит существенно дешевле, чем в израильских, европейских и американских центрах. Если в Европе и Израиле это примерно $1,5 тыс., то в Америке стоимость такого исследования может доходить до $3,5 тыс. В России же стоимость исследования гораздо ниже, чем в Европе. И, конечно, не будем забывать о том, что наша процедура помогает врачу и пациенту выбрать наиболее радикальный и эффективный метод лечения и существенно сэкономить на стоимости лечения.

— Ваш сайт помимо русской имеет английскую и китайскую версии. Означает ли это, что вы рассчитываете на привлечение пациентов из-за рубежа? Были ли у вас уже такие клиенты?

— Да, конечно. Наши центры посещают пациенты из Казахстана, Украины, Германии. Активно работаем над привлечением пациентов из Китая. Поток пациентов из-за рубежа свидетельствует о высоком качестве нашей диагностики и соответствии всем мировым стандартам.

— Вы являетесь своего рода первопроходцами в своей области. С какими трудностями приходится сталкиваться в работе?

— Пожалуй, главная проблема — это недостаточная осведомленность врачей о возможностях и преимуществах метода ПЭТ/КТ. Но мы активно работаем в этом направлении: регулярно делимся опытом в рамках конференций, съездов, конгрессов. Выстраиваем долгосрочные продуктивные взаимоотношения с профессиональными сообществами: организация круглых столов и практических семинаров с практикующими онкологами, химиотерапевтами и хирургами в областных, краевых и республиканских онкологических диспансерах.

— А насколько сложно искать медицинских и технических специалистов для работы с высокотехнологичным оборудованием в ваших центрах? Занимаетесь ли вы обучением, профессиональной переподготовкой врачей? Если да, то где и как это происходит?

— Подготовленных специалистов на рынке труда практически нет, поэтому мы готовим и обучаем их самостоятельно. Все медицинские и технические сотрудники проходят непрерывное обучение и повышение квалификации в учебных и медицинских учреждениях России, Турции, Швейцарии и Швеции.

— Стоит ли проходить ПЭТ/КТ-процедуру исключительно с диагностической целью? Если да, то в каком возрасте и с какой периодичностью имеет смысл это делать?

— Такая серьезная диагностика показана пациентам с подтвержденным онкологическим диагнозом либо с серьезными подозрениями на него. ПЭТ/КТ назначают в первую очередь для уточнения размеров, локализации опухолей, определения наличия либо отсутствия метастатического процесса в организме пациента.

— На счету ваших центров более 40 тыс. проведенных ПЭТ/КТ-исследований. Часто ли первичные диагнозы не подтверждаются? Насколько высока точность результатов ПЭТ/КТ-диагностики?

Как уже было сказано, метод применяется в первую очередь не для скрининговой диагностики, а для уточнения уже поставленного диагноза. На данный момент это самый современный и точный метод. По результатам ПЭТ/КТ-исследований в 30% случаев врачи изменяют назначенное ранее лечение. В целом можно сказать, что точность и специфичность результатов ПЭТ/КТ — более 90%. В то же время хочу отметить, что этот метод эффективен не только в онкологии: он информативен в диагностике воспалительных заболеваний, системных васкулитов и при исследованиях болезней сердца, например до и после аортокоронарного шунтирования.

— Существуют ли у пациентов предубеждения или мифы, связанные с высокотехнологичными методами лечения и диагностики, в том числе ядерными? Если да, то какие и как вы с ними боретесь?

— Конечно, определенные опасения и предубеждения у пациентов существуют. Основные страхи связаны с радиоактивностью метода. Но когда на кону человеческая жизнь, страхи перед процедурами обычно уходят на второй план. Кроме того, мы стараемся объяснять, что процедура безопасна, соответствует всем международным протоколам и лучевая нагрузка при ней строго регламентирована действующими санитарными нормами и правилами.

— Помимо диагностики вы проводите операции с применением аппарата "Кибер-нож". При каких видах онкологии этот метод наиболее эффективен? В чем преимущества этого метода?

— Радиохирургическая система "Кибер-нож", используемая в Центре ядерной медицины в Уфе, является альтернативой хирургическому лечению злокачественных и доброкачественных опухолей, сосудистых аномалий, локализованных в труднодоступных местах. Этот метод наиболее эффективен в лечении доброкачественных опухолей мозга, злокачественных опухолей предстательной железы, единичных метастазов в головной мозг, единичных метастазов в легкие и других заболеваний. Его основные преимущества — безболезненность и неинвазивность. Операция проводится без разрезов, оказывая минимальное воздействие на окружающие органы и ткани.

— В отличие от большинства российских клиник и медицинских центров, вы берете на себя не только сами медицинские и диагностические услуги, но также заботу о доставке и размещении пациентов. Как пришла идея развивать сервис "под ключ" и насколько такие услуги востребованы?

— Такие услуги безусловно востребованы, и поэтому во всех наших центрах мы оказываем полный комплекс услуг по сопровождению пациента: встреча, помощь в размещении в гостинице, трансфер до центра и обратно. Персональный менеджер готов проконсультировать и помочь в решении различных вопросов. Кроме того, "ПЭТ-Технолоджи" в сотрудничестве с ведущими федеральными клиниками предоставляет полный комплекс услуг в области диагностики, лечения и реабилитации при онкологических заболеваниях.

— Какие достижения за шесть лет работы вы считаете самыми важными?

— В первую очередь сам факт того, что нам удалось создать первую в России федеральную сеть центров ядерной медицины с широкой географией присутствия. Еще раз повторю: 90% услуг мы предоставляем пациентам бесплатно по полису ОМС. Доступность ПЭТ/КТ-диагностики для жителей регионов — это тысячи спасенных жизней.

Второе важное достижение — это мощная технологическая база и уникальный кадровый состав. Наши специалисты работают на современном оборудовании, и технология проведения ПЭТ/КТ соответствует самым строгим международным медицинским протоколам и стандартам качества. Мы стараемся обеспечить максимальную (до 90%) загрузку нашего оборудования и круглосуточную сервисную поддержку.

Мы также очень дорожим нашими тесными партнерскими связями с профессиональным сообществом — такими уважаемыми организациями и учреждениями, как Российское общество молекулярной диагностики, Российская ассоциация онкологов, Российская ассоциация радиологов. Наши специалисты регулярно делятся опытом в рамках российских и европейских конференций, съездов, конгрессов, тесно общаются с коллегами из РОНЦ им. Н. Н. Блохина (Москва), ИМЧ и РНЦРХТ (Санкт-Петербург), Национального медицинского исследовательского радиологического центра Министерства здравоохранения Российской Федерации, Университетской клиники (Цюрих, Швейцария).

В настоящее время "ПЭТ-Технолоджи" единственная компания в России, в которой отработана система ежедневной доставки РФП в центры сети с помощью авто- и авиатранспорта.

Важно не забывать, что за всеми этими достижениями стоит самоотверженный труд множества людей и их готовность менять инфраструктуру, их открытость новому. Уверена, вместе у нас все получится!

Записала Мария Рыбакова

Вся лента