Новые цифры для работодателя

Трудовые отношения

"Уберизация" бизнес-процессов — основной тренд последнего времени. Для потребителя это удобство, доступность, скорость взаимодействия и дешевизна — с одной стороны. И отсутствие ответственности оператора перед клиентом, неработающий закон о защите прав потребителей — с другой стороны.

Установленные Трудовым кодексом РФ определения надомных и дистанционных работников и особенности регулирования их труда не решают полностью задачи кадрового и налогового учета для работодателя

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Кирилл Коссов

Трудовое законодательство в XXI веке должно быть гибким, соответствовать новым, появляющимся тенденциям на рынке труда. Прежде всего речь идет об информационных и интернет-технологиях.

Непривычные понятия

Виртуальный рынок труда не появился одномоментно, он развивается уже несколько лет. В обиход кадровых и бухгалтерских отделов предприятий вошли новые понятия: "фрилансер", "Али-Экспресс", Uber.

Как отмечает Татьяна Магера, юрисконсульт клуба кадровиков ClubTK.ru, регулирование указанных выше правоотношений, виртуализации рабочих мест в данный момент происходит на основании нескольких статей ТК РФ и разъяснений со стороны налоговых органов.

"Внедрение соответствующих правовых норм, оптимизация имеющихся нормативно-правовых актов идет очень медленно, в результате чего, с одной стороны, государство недополучает значительную сумму налогов, с другой стороны, огромное количество "виртуальных" работников находится в "теневой" части экономики (не уплачиваются взносы в фонды медицинского и пенсионного страхования, люди не могут взять кредиты в банках, социально не защищены)", — отмечает эксперт.

Правовой институт индивидуального предпринимателя в том виде, в котором он определен гражданским законодательством в данный момент, также не может удовлетворить назревшие потребности виртуальной рабочей силы. Самозанятых сотрудников в регистрации ИП отталкивает прежде всего необходимость вести бухгалтерский учет по своей деятельности, а также ст. 24 ГК РФ, устанавливающая имущественную ответственность ИП в размере всего принадлежащего ему имущества.

"Установленные Трудовым кодексом РФ определения надомных и дистанционных работников и особенности регулирования их труда не решают полностью задачи кадрового и налогового учета для работодателя. Сопутствующие вопросы — налогообложения, северных надбавок и коэффициентов, охраны труда в отношении таких работников остаются до конца неурегулированными", — отмечает госпожа Магера.

С "цифровизацией" экономики само понятие "рабочее место" видоизменилось, современное рабочее место зачастую определяется только лишь наличием подключения к интернету. Таким образом, филиалы, представительства и территориальные обособленные подразделения компаний все чаще становятся виртуальными и не нуждаются в привычной, соответствующей законодательным требованиям, регистрации.

Оторваться от места

"Для работодателя все меньшую ценность представляет физическое нахождение работника на рабочем месте в определенное время, и даже его контроль. Информационные технологии позволяют оптимизировать график, задействуя работников, находящихся в различных часовых поясах, регионах и странах", — считает госпожа Магера

Во многом неактуальными для виртуального рынка труда стали и понятия сверхурочных работ, работы в ночное время и в выходные дни. Усиление международных связей, глобализация экономики привели к тому, что электронные коммуникации между иностранными партнерами из удаленных друг от друга регионов (в разных часовых поясах) происходят за пределами традиционного рабочего графика.

Служебные командировки еще десятилетие назад были необходимым и привычным способом коммуникации и выполнения трудовых обязанностей. В последние годы, с учетом кризисных явлений и оптимизации расходов компаний, значительная часть переговоров, совещаний, собеседований происходит в сети, посредством организации конфколлов, вебинаров и иных инструментов.

"Сегодня набирает обороты процесс, когда получение услуг во многом переходит в руки самих получателей этих услуг: это электронная регистрация в аэропортах и на вокзалах, различные системы самообслуживания в кафе, онлайн-банкинг, электронные государственные услуги, электронные системы выдачи товаров. Во внедрении такого "самообслуживания", возможно, нуждается и кадровый учет — электронный документооборот и электронные цифровые подписи позволяют это сделать, а вот трудовое законодательство — нет", — сокрушается госпожа Магера.

Прозрачности нет

Труд кассиров, регистраторов, операционистов с приходом цифровых технологий оказывается все менее востребованным, но при этом не становятся менее важными правоотношения по урегулированию этих процессов, распределению ответственности в случае ненадлежащего оказания услуг.

Привычный для мегаполисов участник рынка недвижимости — агент, также в последние годы во многом оказался потеснен различными электронными сервисами: сделки по аренде и купле-продаже недвижимости с приходом интернет-технологий все больше перемещаются в виртуальное пространство. Современные технологии помогают покупателям и продавцам находить друг друга, а фото- и видеоматериалы, 3D-туры позволяют осмотреть объект дистанционно.

IT-сфера как основная движущая сила виртуализации рынка труда развивается очень интенсивно, при этом невозможно игнорировать тот факт, что трудовая деятельность IT-работников (наемных или фрилансеров) не только нуждается в специальном регулировании, но и в защите со стороны государства. "Безусловно, должны быть установлены и определены их трудовые права, обязанности, а также пределы ответственности, в том числе и за защиту информации, защиту персональных данных, интеллектуальной собственности", — считает госпожа Магера.

Наталия Зимина, кадровый специалист, исполнительный директор консалтинговой компании ООО "ЭйчАр Лоджистик", отмечает, что статьи, регулирующие трудовые отношения с дистанционным работником (ст. 41.9, 312.1, ТК РФ), появились в 2013 году. "Но полной прозрачности в данном вопросе все равно нет", — говорит она.

"Формально работодатель может официально нанять сотрудника, находящегося в любой точке планеты, заключив с ним трудовой договор о дистанционной работе, фактически — мне известны случаи, когда проверяющая организация вынесла предписание об организации рабочего места в офисе для дистанционного сотрудника", — смеется госпожа Зимина.

Она говорит, что вся налоговая база на заработную плату данных сотрудников такая же, как и на обычных офисных сотрудников, поэтому оформление дистанционных и надомных работников — это не способ снизить издержки по налогам, а как раз способ начать их платить. "До внесения изменений в Трудовой кодекс труд подобных сотрудников зачастую оплачивался просто переводом средств на личную карту, никаких отчислений в фонды не производилось, права работников не были защищены", — говорит госпожа Зимина.

Изначально данный вид трудовых отношений создавался для работников интеллектуально-творческого труда (авторы статей, менеджеры социальных сетей, программисты). Сейчас спектр должностей сотрудников, с которыми заключают трудовой договор с подобным характером работы, расширяется. Это и операторы интернет-магазинов, и специалисты отделов техподдержки, и системные администраторы, и менеджеры по продажам.

Тем не менее в "цифровизации" экономических процессов пока что количество "минусов" для клиентов может превышать плюсы от удобства их использования, и в том числе благодаря несовершенству урегулированности отношений всех сторон относительно недавно появившихся услуг.

Частный пример

Екатерина Касенова, юрист, управляющий партнер юридической фирмы "Касенов и партнеры", предлагает разобрать взаимоотношения клиентов службы такси, построенной по образу Uber, и компании, предоставляющей подобную услугу. Она отмечает, что компания предоставляет клиенту возможность путем использования соответствующего предложения воспользоваться информационной услугой и объявить о своем желании переместиться из точки А в точку Б. Получив соответствующий запрос, компания переправляет его непосредственно водителю.

"Как же происходит взаимодействие водителя и компании? Сотрудничающие с ней водители используют ее как систему информирования о клиентах и платежного агента, через которого происходит оплата их услуг. Возникают ли здесь трудовые взаимоотношения? Нет, иначе будет нарушен принцип предоставления только информационной услуги. Как это работает? Да, в общем-то, несложно. Называется этот способ "партнерская программа". Договор заключается компанией с индивидуальными предпринимателями (ИП) или юридическими лицами. При этом ИП может работать только самостоятельно или иметь работников, взаимоотношения с которыми — его ответственность", — рассуждает юрист. По ее словам, компания в качестве платежного агента принимает от клиента денежные средства за услугу, оказанную его партнером, и, удерживая свое вознаграждение, перечисляет средства партнеру. То есть сам процесс перевозки пассажира не имеет к компании никакого отношения. Таким образом, компания застрахована от рисков, связанных с человеческим фактором. "Какой бы ни был хороший или плохой водитель, хочет ли он в отпуск или болеет, нарушает ли он ПДД или нет, хамит клиенту или предельно вежлив, большой у него доход или меньше МРОТ, причинил ли он кому-нибудь ущерб или ущерб причинен ему — все это не имеет к компании никакого отношения. Нет трудовых отношений — отсутствует ответственность", — резюмирует юрист.

Аналогичная ситуация и в случае наступления страхового случая с пассажиром. Его расходы, включая вред здоровью, будут возмещаться страховой компанией в объеме страховой выплаты, а сверх того — самим водителем или его непосредственным работодателем, но не компанией, говорит госпожа Касенова.

"Таким образом, рисуется вполне себе малорисковый бизнес-вариант. Компания отвечает только за то, за что ей отвечать просто: разработанные, оцифрованные и отлаженные информационные взаимодействия — и больше ни за что. Вычленив из стандартного бизнеса коммуникационную часть, от всего остального затратного и непредсказуемого компания отказывается и передает его своим партнерам. Где еще может использоваться подобный подход? На мой взгляд, практически везде. Любая электронная площадка, которая является коммуникатором между клиентом и исполнителем, врачом и пациентом, автором и издательством, может занять эту отстраненную позицию, максимально снизив свои риски и переложив их на других участников этого сотрудничества", — подводит итог госпожа Касенова.

Вся лента