Дональд Трамп вернулся из-за границы к теме России
Мировое турне президента США не ослабило давления его оппонентов в Вашингтоне
Президент США Дональд Трамп вернулся домой, завершив свое первое зарубежное турне, кульминацией которого стал саммит G7 в Италии. Дипломатический марафон, в ходе которого глава Белого дома провел встречи с главными союзниками США, проходил на фоне продолжающегося скандала вокруг "российских связей" команды Трампа. Очередной жертвой утечек может стать зять и советник президента Джаред Кушнер, заподозренный в попытках создать канал спецсвязи с Россией. Подтверждением того, что проблемы Дональда Трампа стремительно нарастают, стало принятое президентом уже после возвращения домой беспрецедентное решение создать в Белом доме "военную комнату" — группу противодействия противникам президента, усиливающим давление на него самого и на его окружение.
Президент выставляет счета
Перемещавшийся из одной столицы в другую в течение девяти дней, что обеспечивало ему роль главного мирового ньюсмейкера, президент США Дональд Трамп вернулся в Вашингтон из Сицилии лишь вечером в субботу. Перед отлетом из Италии, где он принял участие в саммите "Группы семи" в Таормине, президент попытался подвести итоги поездки, поставив себе наивысшую оценку. "Только что покинул саммит G7. Провел отличные встречи по всем вопросам, особенно по торговле, мы настаиваем на отмене правил, препятствующих торговле, и добиваемся подлинно равных условий",— написал он в Twitter.
Аналогичным образом он оценил и другое ключевое событие своего первого зарубежного турне — саммит НАТО в Брюсселе. "По сравнению с последними годами налицо большая разница. В НАТО начали поступать деньги от стран, которые никогда бы не сделали того, что они делают теперь, если бы я не был избран",— сообщил Дональд Трамп, выступая перед военнослужащими дислоцированной на Сицилии базы США и НАТО Сигонелла. Обращаясь к персоналу базы, господин Трамп повторил свой тезис, что в рамках расходов на оборону НАТО "США платят больше, чем какое-либо другое государство", и это "несправедливо по отношению к американским налогоплательщикам". Эту же тему он поднял и в своем выступлении перед лидерами стран--членов альянса в Брюсселе.
Впрочем, предпринятая в ходе турне Дональда Трампа попытка отвлечься от "российской темы", преследующей его с первого дня пребывания в Белом доме, не увенчалась успехом. Нарастающее давление не могло не сказаться и на его поведении за тысячи километров от Вашингтона. Примечательно, что Дональд Трамп стал единственным из мировых лидеров, принявших участие в саммите G7 на Сицилии, который отказался от общения с прессой по итогам переговоров. Общаться с представителями СМИ по тематике "группы семи" президент США поручил своему советнику по экономическим вопросам Гэри Кону и советнику по национальной безопасности Герберту Макмастеру.
Журналистов интересовали не столько заявленная повестка саммита G7, сколько тема предполагаемых связей Дональда Трампа и членов его команды с Россией. Как следовало из ответов Гэри Кона и Герберта Макмастера, "российский вопрос" в ходе встреч Дональда Трампа с коллегами не поднимался — как и новый скандал вокруг еще одного советника, зятя президента Джареда Кушнера, разгоревшийся уже после его отъезда из Вашингтона.
Белый дом дает течь
Тем не менее именно с этого вопроса началось общение Дональда Трампа с представителями американских СМИ после того, как по возвращении на родину президентский вертолет доставил его в Белый дом с расположенной в 24 км от Вашингтона авиабазы Эндрюс. Задавшего вопрос журналиста интересовала самая горячая тема американской политики последних дней: предполагаемые тайные связи с Россией советника президента, его зятя Джареда Кушнера. Как следует из утечек в СМИ, ссылающихся на источники в спецслужбах, в декабре прошлого года, уже после победы Дональда Трампа на выборах, но еще до его вступления в должность, господин Кушнер якобы попытался договориться с российским послом в Вашингтоне Сергеем Кисляком о создании специального канала связи с Москвой.
Подобный канал, защищенный от прослушивания, должен был гарантировать конфиденциальность переговоров команды Трампа с Москвой во время передачи власти в Белом доме от одной администрации к другой в январе этого года. Отвечая на вопросы журналистов по поводу канала спецсвязи, который в США называют термином back channel, советник по нацбезопасности Герберт Макмастер попытался охладить страсти, напомнив, что "подобные каналы связи есть с целым рядом стран". Существование этой линии коммуникации, по словам советника, не предполагает ее обязательного использования и не должно быть поводом для беспокойства.
Тем не менее скандал вокруг Джареда Кушнера дал оппонентам Дональда Трампа новый мощный инструмент давления на главу Белого дома. В заявлениях политиков и в публикациях СМИ по поводу действий Джареда Кушнера, которые сейчас проверяет ФБР, все чаще звучит слово "предательство" и уже высказывается предположение, что эта история может стать для Дональда Трампа началом конца его президентства.
Подтверждением того, что проблемы Дональда Траппа после его возвращения из зарубежного турне еще больше усугубились, стало известие: глава Белого дома принял решение не ограничиваться комментариями в Twitter и создать внутри своей команды группу противодействия противникам президента. В ее задачу будет входить пресечение новых утечек и оперативное реагирование на выпады оппонентов. Как следует из публикации The Washington Post, возглавить группу, в которую войдут несколько специалистов по избирательным технологиям, может советник Дональда Трампа Стивен Бэннон. При этом господин Трамп планирует снова начать активно ездить по стране, как это было в ходе избирательной кампании, чтобы напрямую обратиться к избравшей его "трудовой Америке", минуя действующих против него "интриганов в Вашингтоне".