Ребенка задержали по-взрослому
Силовые ведомства и детский омбудсмен проверяют действия сотрудников полиции на Арбате
Юристы аппарата уполномоченного по правам ребенка в РФ разбираются в истории задержания в Москве девятилетнего мальчика, который на улице читал стихи за деньги. Ребенок был доставлен в ОВД Арбат, а его отец обвинен в неисполнении родительских обязанностей. Мачехе ребенка, которая приглядывала за ним на улице и пыталась помешать задержанию, грозит арест на 15 суток. Детский омбудсмен Анна Кузнецова отмечает, что вопросы вызывают и «законность повода для задержания ребенка», и «адекватность действий полиции».
Столичные полицейские принесли извинения девятилетнему мальчику, который был задержан за попрошайничество на улице Воздвиженка рядом с кинотеатром «Художественный», сообщили в воскресенье в ГУ МВД по Москве. Вместе с тем, отметили в полиции, отец мальчика и мачеха привлечены к административной ответственности. В отношении отца составлен протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП (неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). Эта статья предусматривает штраф от 100 до 500 руб. В отношении его гражданской супруги, которая не является матерью мальчика, составлен протокол по статье 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). По этой статье предусмотрено наказание до 15 дней административного ареста.
Напомним, 26 мая сотрудники полиции задержали ребенка, который «находился на улице один, подходил к прохожим и водителям машин». Полицейские пришли к выводу, что ребенок попрошайничает. На фотографиях с места задержания видно, что перед мальчиком на земле стоит открытая сумка. Более того, ранее его снимали на видеокамеру на Арбате, там он читал стихи из трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». «Было принято решение забрать несовершеннолетнего с улицы, доставить в отдел полиции и вызвать для разбирательства его родителей»,— пояснили в ГУ МВД по Москве. Как выяснилось, за ребенком приглядывала его мачеха, которая подошла к сотрудникам полиции и потребовала отпустить его. Она также начала снимать происходящее на телефон. В видеоролике видно, как сотрудники полиции тащат упирающегося мальчика, он кричит и визжит. В машину его посадили силой. Женщина также кричит и мешает полицейским сесть в машину и уехать. К ним подходят еще двое прохожих и пытаются разобраться в происходящем.
В отдел полиции приехал отец ребенка, его адвокат Татьяна Соломина, а также председатель Общественного совета при МВД РФ адвокат Анатолий Кучерена.
Отец, представившийся дизайнером и композитором, пояснил, что его сын, выступая на улице, борется с боязнью сцены, так как занимается в театральном кружке.
Проверку происшедшего начало руководство УВД по ЦАО Москвы, действиям сотрудников полиции будет дана оценка, уточнили в столичном главке. Следственный комитет также проверяет действия полицейских.
«Делать однозначные выводы о случившемся преждевременно,— заявила детский омбудсмен Анна Кузнецова.— Вопросы вызывают как наличие поводов для задержания ребенка, так и адекватность действий сотрудников полиции, о чем свидетельствуют фото- и видеоматериалы, а также показания очевидцев». Она подчеркнула, что «каждый взрослый, не говоря уже о взрослых в погонах, должен вести себя максимально корректно в общении с ребенком: своим или чужим». В аппарате уполномоченного сообщили, что их юристы уже изучают полученные от ГУ МВД по Москве документы и сведения, а также взаимодействуют с представителями Следственного комитета и Общественного совета при столичном главке.
Президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отмечает: «То, как полицейские отнеслись к ребенку и как его забрали с улицы,— насилие, не оправданное ничем. Я надеюсь, виновные будут наказаны». Она поясняет, что полицейские должны были поговорить с ребенком, выяснить, где его родители и отвезти домой. Вместе с тем надо выяснить, добровольно ли ребенок попрошайничал или его принуждали, пояснила госпожа Альшанская. Она добавляет, что законодательством не определен статус уличных артистов, которые выступают перед прохожими, в итоге они становятся «золотой жилой для полицейской отчетности».