Цистерны требуют долива
Рынок нефтеналивных грузов консолидируется на фоне сокращения перевозок
Падение железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов и уход части объемов в трубу приводят к консолидации на рынке. Доля десяти крупнейших игроков в первом квартале выросла до 88,5%, несмотря на сокращение перевозок на 1,2%, до 60,1 млн тонн. Резкий рост продемонстрировал "Нефтетранссервис", который заполучил контракт на перевозку грузов "Башнефти" вместо "СГ-Транса". Парк последнего арендовал лидер рынка "Трансойл", что помогло ему нарастить перевозки на 1,6%.
Крупнейшие операторы нефтеналивных грузов (кроме сжиженных углеводородных газов) в первом квартале 2017 года увеличили свою долю рынка на 2 процентных пункта, до 88,5%, следует из рейтинга "Infoline-Аналитики". Всего перевозки нефтеналивных грузов (без учета СУГ) сократились на 1,2%, до 60,1 млн тонн, с учетом СУГ — на 1,6%, до 63,8 млн тонн. Сокращение перевозок нефтепродуктов связано с тем, что нефтяные компании по возможности пользуются мощностями "Транснефти". Кроме того, в прошлом году переработка нефти в целом сократилась из-за низких цен на нефть и налогового маневра.
Лидер рынка "Трансойл" Геннадия Тимченко увеличил перевозки нефтеналивных грузов на 1,6%, до 16,4 млн тонн. Значительно улучшил свои позиции "Нефтетранссервис" (НТС, принадлежит Вячеславу и Вадиму Аминовым, а также Алексею Лихтенфельду), увеличивший перевозки на 13,7%, до 7,5 млн тонн. Вместе с тем UCL Rail Владимира Лисина и "ЛУКОЙЛ-Транс" сократили перевозки на 4,5% и 7,4%, до 6,4 млн тонн и 5,4 млн тонн соответственно. Globaltrans Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова увеличил перевозки на 5,5%, до 5,1 млн тонн. Лидером по темпам и абсолютному приросту перевозок стала Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД), которая смогла увеличить использование арендованного парка и нарастила перевозки почти втрое, до 2,5 млн тонн.
В первом квартале на рынке нефтеналивных грузов произошла консолидация на фоне изменения парка крупнейших операторов, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. В частности, НТС удалось увеличить свою долю благодаря контрактам с "Роснефтью" и ее дочерней структурой "РН-Транс". Эксперт напоминает, что с 1 января НТС стал единственным перевозчиком "Башнефти", вытеснив "СГ-Транс". Тот, лишившись грузовой базы, в феврале передал в аренду около 7,8 тыс. нефтебензиновых цистерн "Трансойлу", что позволило компании увеличить парк в управлении для обеспечения роста перевозок мазута и газового конденсата (подробнее о сделке см. "Ъ" от 7 февраля).
В "Трансойле" рост грузовой базы в первом квартале связывают с сезонным перераспределением объемов с речного транспорта до открытия навигации. Чтобы привлечь дополнительные объемы и в дальнейшем, в январе ОАО РЖД установило скидку 25% на перевозку нефтепродуктов в период речной навигации с Саратовского НПЗ "Роснефти". На это направление приходится около трети отгрузок нефтепродуктов по рекам, поэтому решение монополии возмутило речников (см. "Ъ" от 30 января).
Господин Бурмистров считает, что в январе--феврале наблюдался локальный рост спроса на аренду нефтеналивных цистерн со стороны НТС, что привело к повышению ставок краткосрочной аренды до 700 руб. без НДС. Эксперт называет повышение "краткосрочным и неустойчивым", объясняя это тем, что НТС с февраля 2017 года перешел на использование на маршрутах "Башнефти" собственного парка и нефтеналивных цистерн, привлеченных у "Совфрахта", а в мае заключил долгосрочный договор аренды более 500 цистерн с "Трансгарантом". Во втором квартале в связи с началом речной навигации, а также завершением периода наращивания парков "Трансойла" и НТС уровень арендных ставок стабилизировался, говорит господин Бурмистров.