Кого мы любим и чего ждем

В мае был поставлен интереснейший эксперимент, задачей которого было выяснить отношение обычных людей к глобальным процессам, происходящим в автомобильной отрасли. В ходе проведенного опроса выяснилось, много ли тех, кто верят в летающие автомобили, кто доверяет автоматическому управлению, а кто готов вообще отказаться от машины в пользу общественного транспорта.

Подобный сюжет можно встретить сегодня в пресс-материалах многих автопроизводителей. Машина едет сама, а водитель может скоротать время, читая книгу или газету

Фото: Rinspeed

Автомобильные дизайнеры, как правило, пренебрежительно относятся к задачам, которые перед ними ставят маркетологи по итогам опросов потребителей. Ведь потребители говорят о существующих продуктах, а дизайнеры должны придумывать новые. Однако если говорить о магистральных направлениях, по которым автомобилестроение будет развиваться еще не одно десятилетие, то наше мнение не просто важно — оно их фактически определяет. Если потенциальным покупателям не нравится какой-то тип автомобиля, то как ни крути — а покупать его не будут, и затраты на создание придется списать на убытки.

Вот такие и подобные вопросы стали объектом майского исследования "Автомобиля года в России". Ценность собранных данных не только в самих ответах, но и в том, что они были проанализированы с точки зрения распределения по разным категориям отвечающих — в зависимости от возраста, пола, материального положения и места проживания. Так что можно сделать выводы о тенденциях в разных социально-демографических слоях.

Кроссовер — это важно

Доля кроссоверов в парке и в продажах новых автомобилей стремительно растет уже много лет, и, перефразируя персонажа известного фильма, можно с уверенностью сказать: "Не будет ни седанов, ни универсалов, ни купе... Одни сплошные кроссоверы".

В самом деле, кроссовер универсален и комфортабелен, да еще и проходимость повышенная, потому он должен подойти многим покупателям. Однако участники опроса не совсем согласны с таким утверждением: 61% из них не считает, что кроссоверы завоюют весь рынок и вытеснят оттуда другие типы автомобилей. Если углубиться в данные, то можно заметить явную корреляцию с возрастом. Совершенно не верит в "победу" кроссоверов 31% опрошенных старше 45 лет, а еще 40% "скорее не согласны" с утверждением о такой возможности. Впрочем, и в остальных возрастных группах большая часть опрошенных тоже не видит такой перспективы.

Концепт-кроссовер Lada Xcode, представленный компанией АвтоВАЗ, на Московском международном автомобильном салоне в августе 2016 года

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

И тем не менее, если бы кроссовер сегодня был сопоставим по цене, например, с седаном - в среднем стоимость седана в массовом сегменте ниже, чем стоимость кроссовера - на последнем остановили бы свой выбор 70% опрошенных. В чем, собственно, никакого парадокса нет.

Типичный усредненный представитель поклонников кроссоверов — мужчина 30-45 лет со средним доходом, проживающий в городе-миллионнике, но не в Москве. Портрет вполне логичный: жизненный опыт и нажитое имущество предполагают практический подход, а средний уровень дохода не позволяет рассчитывать на содержание нескольких автомобилей, так что лучше взять один, но универсальный.

Но в ближайшем будущем нас, возможно, ожидают и более существенные перемены. Как мы относимся к ситуации, когда автомобиль изменится принципиально или вообще исчезнет из нашей жизни?

Без выхлопа

Волна электрификации автомобильного транспорта широким фронтом движется по планете. Но в России этот рынок пока что весьма слаб. Агентство "Автостат" сообщило, что в первом квартале 2017 года продажи электромобилей в России снизились почти на четверть. В первые три месяца прошлого года в Россию ввезли 17 электромобилей, а теперь — 13.

Судя по итогам опроса, вряд ли ситуация изменится быстро: 59% ответивших считают, что эра электромобилей наступит у нас не ранее 2023 года. Из них 30% еще менее оптимистичны и считают, что раньше чем через десять лет заметного присутствия электромобилей в России ждать не стоит.

Электромобиль FF91

Фото: Faraday Future

Причем наиболее пессимистично настроена самая молодая часть респондентов: 37% из них ждут массового распространения электромобилей лишь после 2027 года. Видимо, рассчитывают как раз к этому времени подготовиться.

Производителям электромобилей, однако, не стоит опускать руки и терять надежду. Более трети опрошенных готовы купить электромобиль прямо сейчас. Но только при условии, что стоимость его покупки и эксплуатации будет такой же, как автомобиля с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Поскольку при нынешних тарифах на электроэнергию стоимость эксплуатации электромобиля гораздо ниже, обеспечить переход на экологически чистый привод достаточно просто — надо только понизить цены на сами электромобили. А также увеличить число станций подзарядки в несколько тысяч раз.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Но пока мы имеем то, что имеем. И потому лишь 3% респондентов-москвичей готовы приобрести электромобиль прямо сейчас. А еще в Москве наибольшая доля тех, кто отрицает возможность покупки электромобиля,— 22%. И чем меньше города, в которых живут участники опроса, тем больше они склонны приобрести электромобиль. И здесь причиной может быть все то же отсутствие инфраструктуры. Потребитель в мегаполисе не поедет на север города подзаряжаться, если живет на юге. В маленьких городах расстояния меньше, поэтому, можно предположить, что жители небольших городов более уверены в этой теме. И доходы респондентов, тут, кстати, тоже не при чем. Среди имеющих высокий доход к покупке электромобиля положительно относятся 46%, средний — 37%, а низкий — 33%. Зато совсем не готовы или скорее не готовы перейти на электротягу 28% респондентов с высоким доходом, 37% имеющих средний доход и 39% менее обеспеченных.

Роботам — нет!

Автоматизация управления — еще один важный тренд в отрасли. И тут россияне почти единодушны: ответ на вопрос "Готовы ли вы доверить управление системе автономного вождения?" был в основном отрицательным. Две трети респондентов против, и лишь 11% хоть в какой-то степени готовы к этому. По социально-демографическому составу никаких сюрпризов. Категорически против 39% мужчин, еще 30% "скорее не готовы", среди женщин, впрочем, большинство тоже не готовы.

Фото: Илья Зиновьев, Коммерсантъ

Доверие к автономным системам растет вместе с уровнем дохода, хотя и не очень значительно. Возможно, это потому, что "богатые" уже имели возможность оценить какие-то элементы автоматизации на своих дорогих современных автомобилях и убедились, что не так страшен "автопилот", как можно подумать. Когда-то ведь и автоматические трансмиссии, и АБС приживались с трудом: опытные водители предпочитали рассчитывать только на себя.

Доля негативно относящихся к автономным автомобилям примерно одинакова во всех возрастных категориях. Зато среди респондентов старше 45 лет заметно меньше процент тех, кто готов довериться автопилоту — 8% против 12% и 13% в более молодых группах. Учитывая темпы распространения новых технологий, недовольные вполне могут прожить всю жизнь и избежать общения с автоматическими машинами.

Личное выше общественного

Пожалуй, самый радикальный вопрос из заданных в этом исследовании предлагал оценить возможность полностью отказаться от личного автомобиля и пересесть на общественный транспорт. И тут большинство ответивших также продемонстрировали приверженность традиционным ценностям: отказаться от личного автомобиля не готовы 56%. Положительно отнеслись к этой идее 19% — и, скорее всего, потому, что в вопросе было указано: транспорт будет комфортабельным, с Wi-Fi и ходить по расписанию.

Больше всего нелюбителей общественного транспорта в возрастной категории до 29 лет: 41% из них совершенно не готовы к нему

Еще 14% "скорее не готовы", и лишь 17% процентов готовы. Наиболее лояльно к необходимости стоять на остановках отнеслись представители старшего поколения: 22% согласны пересесть на общественный транспорт, но 51% респондентов 45 лет и старше не хотят этого делать. Интересно, что наибольшая доля согласных отказаться от личной машины — 24% — среди лиц с высоким доходом. Среди менее обеспеченных как раз больше тех, кто не хочет отказываться от личной машины.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Сходная картина и с отношением к аренде автомобиля на короткий срок — каршерингу. В целом эта идея не находит поддержки у респондентов: 70% не готовы пользоваться чужой машиной. И лидеры в этой нелюбви делить машину с другими — представители самой молодой возрастной группы (74% неготовых к аренде) и респонденты с самым низким доходом (73% из них не хотят арендовать автомобиль). Также не в восторге от такой идеи и 71% жителей городов с населением менее 1 млн. Правда, картина в других социально-демографических группах отличается не так уж сильно, но все-таки отличается. И вполне предсказуемо более готовы к каршерингу респонденты, не связанные браком (18% против 14% женатых и замужних) и без детей (19% против 13% у матерей и отцов).

Взлетит или не взлетит?

Экстравагантную идею сделать автомобиль способным использовать третье измерение пытаются воплотить уже много десятилетий, и, кажется, она наконец приближается к реальности: словацкая компания AeroMobil уже начала прием предварительных заказов на гибрид автомобиля и самолета. Однако мало кто из наших соотечественников верит в близкое будущее этой идеи. Они, конечно, не отказывают безоговорочно автомобилям в возможности летать: лишь 17% уверены, что этого не случится никогда, и еще 14% затруднились с ответом. Среди всех опрошенных лишь 27 % считают, что в ближайшие 20 лет автомобили полетят.

На последней автомобильной выставке в Женеве компании Airbus и Italdesign представили концепт транспортного средства, пассажирская капсула которого либо крепится на тележку, чтобы ехать, либо к подобию коптера, чтобы летать

Фото: Airbus

Наиболее пессимистично настроены женщины. 30% из них заявляют, что летающие автомобили придется ждать 50 лет, а 21% уверены, что этого не будет никогда. Такую же прагматичность демонстрирует и молодежь: 30% не верят в полеты в ближайшие полвека, и 17% не допускают такой возможности вообще.

Четкая корреляция наблюдается между оптимизмом по части летающих автомобилей и доходом. Взлет автомобиля в ближайшие десять лет считают возможным 15% респондентов с высоким доходом, 10% — со средним и всего 7% — с низким, а 20 лет на это отводят 22% "богатых", 19% респондентов со средним доходом и 15% — с низким.

Итоги

Подводя черту, можно сказать, что наши сограждане проявили разумную осторожность, а кое в чем даже консерватизм: практически ко всем новым идеям они относятся скептически.

Для автомобильной промышленности в ближайшем будущем это даже хорошо — неготовность отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта и даже каршеринга обеспечит спрос на новые автомобили. Любовь к кроссоверам не противоречит планам самих автопроизводителей.

Неверие в скорое распространение электромобилей тем не менее не мешает трети опрошенных рассматривать возможность их покупки.

Вот только автономное управление у нас не находит отклика, как и идея летающих автомобилей — кстати, если автомобили полетят, то они точно должны будут управляться автоматикой, иначе небо слишком быстро от них освободится. Но когда перспектива и того и другого не будет выглядеть такой фантастикой, как сегодня, мы, безусловно, успеем к ней подготовиться.

Валерий Чусов

Вся лента