«Нам хочется знать, что будет происходить дальше»
Режиссер Борис Хлебников в эфире «Ъ FM» — о ситуации вокруг Кирилла Серебренникова
Киносоюз выступил в поддержку Кирилла Серебренникова. На сайте организации опубликовано обращение кинематографистов, в котором его авторы указывают, что хорошо знакомы с практикой производства с использованием государственных денег. По их словам, в условиях забюрократизированности «ошибки и незлонамеренные нарушения практически неизбежны». Ведущему «Коммерсантъ FM» Марату Кашину ситуацию прокомментировал режиссер Борис Хлебников — член Киносоюза, один из подписантов обращения.
— В обращении говорится, что в Киносоюзе знакомы с практикой производства фильмов с использованием госсредств. Могли бы вы подробнее рассказать, как это происходит, в чем заключается эта излишняя бюрократия, о которой говорится в письме?
— Мне кажется, что любой житель России, который связан с бизнесом и с деньгами, прекрасно понимает, что собрать и оформить все необходимые документы и бумаги невероятно сложно. Кино и театр — это довольно живой процесс. Например, я снимаю пять-десять дублей одной дорогостоящей сцены. А потом она в фильм вообще не попадает, так как оказывается неважной для картины. И как я в этом случае должен отчитываться перед государством?
— Кирилл Серебренников юридически отвечал за эти деньги? Или все-таки финансовую ответственность несли другие люди?
— Я не могу ответить на этот вопрос, так как не владею ситуацией полностью. Меня просто возмутило то, как проводились обыски в «Гоголь-центре». Было очевидно, что из этого хотят сделать яркое громкое дело, о котором все услышат.
Мне кажется, что для нас прозвучало послание: вы или лояльны власти и государству, или не рассчитывайте на господдержку.
— Не запоздали ли вы со своим письмом? Все-таки уже почти неделя прошла. Почему сейчас?
— Мы не запоздали. В этом письме мы говорим не только о Кирилле Серебренникове, сколько о тех людях, которые сейчас находятся под арестом. Нам хочется, чтобы на них обратили внимание, не забыли. Сейчас Кирилла выпустили, но на этом-то дело не закончилось. Хочется просто знать, что будет происходить дальше.
— В письме вы и другие его авторы пытались взывать к логике следователей. Вы можете остановиться на этом подробнее, рассказать, например, о том, сколько в среднем стоит одна постановка?
— На создание спектакля тратятся огромные деньги. Если вы посмотрите, какое количество событий было организовано «Платформой» и «Седьмая студией», сколько постановок, кинопоказов, лекций, гастролей было проведено за это время, у вас не возникнет мысли о том, что какие-то из выделенных средств могли быть потрачены на что-то, кроме основных целей.