Стадионы под контролем
Спортивная индустрия
К потребностям в "хлебе и зрелищах" сегодня следует добавить еще и потребность в безопасности. Особенно это касается ситуации потребления этих самых зрелищ. Места крупных скоплений людей, переполненных эмоциями, необходимо тщательно контролировать. Именно поэтому множество ИТ-проектов по внедрению инноваций на стадионах связано с безопасностью.
По данным компании Deloitte, в 2017 году в мировой спортивной индустрии будут доминировать восемь трендов. Продолжится эволюция спортивных медиа, которая происходит под влиянием меняющихся предпочтений зрителей: они переходят от кабельных средств потребления контента к цифровым. Аналитика данных тоже сильно меняет спорт как бизнес. Инновации открывают возможность повышения вовлеченности аудитории, которая находится за пределами стадионов. Дополненная и виртуальная реальность начинает использоваться для создания более персонализированного общения с любимой командой и интеграции бренда спортивного клуба в повседневную жизнь. Кроме того, спортивные организации все больше внимания уделяют вопросам кибербезопасности в индустрии. Владельцы спортивных брендов стремятся к диверсификации: распределяют активы по нескольким компаниям. Также спортивные организации больше внимания уделяют выработке стратегий во области социальной деятельности, в которую вовлечены атлеты. А бизнес-лидеры спортивной индустрии продолжат сотрудничать с государством, юридическим и академическим сообществами и общественными организациями, чтобы защитить свои бренды от коррупции.
Эти тренды хотя и глобальные, напрямую касаются России. В нашей стране в следующем году пройдет чемпионат мира по футболу, и следует учитывать, на чем сосредоточено внимание международной спортивной индустрии.
Как говорит Алексей Красов, начальник проектного отдела дирекции комплексной безопасности группы "Астерос", политическая нестабильность в мире заставляет менять и совершенствовать подход к обеспечению защиты критически важных объектов, в том числе спортивных, которые в силу массовости являются наиболее уязвимыми. Это, в свою очередь, влияет на технологические решения, используемые на стадионах. "В нашей стране требования к системам безопасности ужесточаются изменениями законодательства в части проведения спортивных мероприятий (постановление правительства N353, приказ МВД N1092 и т. д.). Уже в текущем году собственников/эксплуатирующие организации объектов спорта обяжут применять системы идентификации зрителей по изображениям лиц, полученным с помощью системы телевизионного наблюдения. Обычно в основе работы таких систем лежат два сценария: выстраивание псевдо 3D-модели на основании наложения сетки на лицо либо сопоставление плоского изображения, полученного с видеокамеры, с фотографиями в базе данных",— рассказывает он.
Ужесточение регуляторных правил, изменения потребностей аудитории вынуждают спортивные организации запускать различные ИТ-проекты. По словам Олега Голосова, руководителя направления автоматизации деятельности спортивных организаций компании "Ай-ФОРС" (ГК ФОРС), спросом пользуются технологии создания инженерной и аудиовизуальной инфраструктуры, автоматизации и диспетчеризации инженерных систем, а также мониторинга и управления ими. "Очень важны системы безопасности, досмотровые устройства, системы охранного телевидения, синхронизации времени и приема радио. Помимо инфраструктурных решений используются технологии классического BI и больших данных, например для анализа поведения болельщиков или в тренерской работе",— рассказывает он.
Также чаще используются карточные технологии для создания новых банковских продуктов для спортивных организаций. Например, футбольный клуб "Спартак" и его спонсор банк "Открытие" разработали электронную карту-абонемент на домашние матчи "Спартака", которая одновременно является и банковской картой, выпущенной "Открытием". Такой картой болельщик может пользоваться как на территории стадиона, так и вне его. Это было сделано для повышения качества обслуживания и превращения стадиона в зону, свободную от наличных средств.
Как говорит Олег Голосов, автоматизируют не только объекты, но и сами футбольные клубы. Уже используются системы взаимодействия с болельщиками — Fan Relationship Management System, а также системы автоматизации спортивных процессов. Например, в футбольной академии "Спартак" им. Ф. Черенкова используется система SmartSport, разработанная компанией "Ай-ФОРС" (ГК ФОРС). SmartSport помогла клубу решить задачу сбора, систематизации и хранения детальной информации о спортсменах и тренерах, тренировках и воспитании игроков. В результате существенно сократилось время на работу с документами и ведение кадрового учета, коммуникация с игроками стала эффективнее. И, конечно же, электронная коммерция используется для продажи билетов.
Праздник футбола
В преддверии чемпионата мира по футболу в 11 городах России построены современные и технологичные стадионы в соответствии с требованиями FIFA. Один из них — "Открытие Арена". "Поскольку стадион в Тушино будет принимать матчи крупных международных соревнований, при его постройке руководствовались стандартами FIFA, которым он полностью соответствует. На стадионе была внедрена единая система автоматизации и диспетчеризации оборудования, которая позволила сократить издержки и повысить энергоэффективность",— рассказывает Олег Голосов.
В целом же, по словам Алексея Красова, применяемые на стадионах предстоящего чемпионата ИТ-решения вполне стандартны. "Используется типовой набор возможностей современных сетевых устройств, серверов, платформ виртуализации, беспроводных решений исходя из принципа необходимости и достаточности. Все же не стоит забывать, что строительство спортивных объектов в большинстве случаев ведется на бюджетные деньги",— говорит он.
Из более "продвинутых" решений он отмечает распределенную систему пропуска зрителей, интегрированную с билетной программой FIFA. "Похожее решение использовалось на Универсиаде в Казани, а также на Олимпиаде в Сочи,— рассказывает господин Голосов.— Однако на этот раз места проведения соревнований разбросаны по стране и необходимо оперативно обеспечивать зрителям беспрепятственный доступ на матчи".
Олег Голосов напоминает о главном отличии будущего чемпионата мира по футболу от предыдущих. В 2018 году впервые будут использоваться видеоповторы, то есть зрители смогут просмотреть любой момент матча на любой скорости и практически в любом ракурсе. Это повлияет и на ход спортивных матчей. Если раньше судье нужно было принимать решение мгновенно, то теперь, если возникнут спорные моменты, у него будет возможность посоветоваться с видеоассистентом, который поможет разобраться в эпизоде и принять правильное решение. До чемпионата мира такая система использовалась в тестовом режиме во втором дивизионе итальянского чемпионата. По словам президента РФС Виталия Мутко, оснащение техникой, обеспечивающей такую возможность, стадионов, которые примут Кубок конфедераций (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи), начнется в мае. На основе первого опыта будет принято решение о новых закупках и доработках. Впоследствии это оборудование может быть использовано на матчах Российской футбольной премьер-лиги.