Дорожные штрафы проверят на точность
Росстандарт оценит законность применения мобильных камер в столице
Росстандарт проведет внеплановую проверку столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Проверяться будет законность применения в Москве мобильных комплексов "Паркрайт", используемых для фиксации нарушений парковки и прошедших недавно модернизацию. Именно модернизация привлекла внимание проверяющих: некоторые эксперты считают, что конструктивные изменения не согласованы с профильными органами. В ЦОДД отмечают, что законность метрологических инструментов подтверждается поверкой.
Напомним, мобильные комплексы фиксации нарушений правил парковки (установлены на автомобилях ЦОДД) используются с 2011 года. Сначала это были комплексы "Паркон", потом город перешел на "Паркрайты" (производитель — ООО "Технологии распознавания"): всего установлено 310 приборов на автомобилях и еще 114 — на автобусах. В других городах такие устройства тоже применяются, всего чуть менее 700 по стране.
После начала эксплуатации выявилась проблема: камеры определяют место нарушения по спутниковым координатам, а из-за плотной застройки сигнал не всегда проходит, в итоге определение координат происходит с ошибками, а водителям приходят ошибочные штрафы. Для решения проблемы "Паркрайты" подключили к компьютерному блоку автомобилей: при потере сигнала, получая информацию о вращении колес, система точнее понимает, где находится машина.
Как рассказал "Ъ" эксперт по комплексам фиксации нарушений Григорий Шухман, в 2013 году "Паркрайт" прошел процедуру проверки согласно законодательству как прибор, использующий для работы GPS\ГЛОНАСС, описание средства измерения опубликовано в официальном госреестре. При этом документацией не предусмотрено подключение прибора к автомобилю, говорит господин Шухман, технология определения местоположения машины по колесам не проверялась. В связи с этим необходимо приостановить эксплуатацию "Паркрайтов" и провести проверку, считает он.
Григорий Шухман изложил претензии в письме в Центральное межрегиональное территориальное управление (ЦМТУ) Росстандарта, которое направило эксперту официальный ответ. ЦМТУ запросило заключение во Всероссийском научно-исследовательском институте физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ), где проводили испытания прибора в 2013 году. В нем говорится, что после модернизации "Паркрайты" не могут быть отнесены к тому же типу приборов, что проходили утверждение, нужно вносить изменения в описание типа измерений. ЦМТУ Росстандарта планирует в связи с этим до конца июня провести внеплановую выездную проверку ЦОДД, запрошено согласование в прокуратуре Москвы, оно, по данным Ъ, уже получено.
"Все работы по модернизации проводились в соответствии с действующим законодательством,— заявили "Ъ" в ООО "Технологии распознавания".— Модернизация была направлена на улучшение потребительских свойств при эксплуатации". "Догадки некоторых экспертов необоснованные,— заявили "Ъ" в ЦОДД.— Законность метрологических инструментов подтверждается поверкой. Последняя была проведена в апреле Ростестом". В ЦОДД особо подчеркнули: изменения в конструкцию самого прибора не вносились, метрологические характеристики и принцип действия не менялись. Модернизация заключалась во внедрении внешнего контролера — дублирующей системы (не связанной с "Паркрайтом"), которая отслеживает ошибки прибора при определении координат (например, по спутникам автомобиль мгновенно переместился на соседнюю улицу). В этом случае нарушение не оформляется, а постановление, как следствие, не выносится. "Это минимизирует возможность привлечения к ответственности невиновных, а также позволило снизить ошибки геопозиционирования в два с половиной раза по линии платной парковки и в четыре раза по линии парковки под запрещающими знаками",— отметили в ЦОДД.