Россия и Египет прощупали воздух
Сергей Лавров рассказал, на каких условиях возобновится авиасообщение между странами
Министры иностранных дел и обороны РФ Сергей Лавров и Сергей Шойгу в понедельник побывали с визитом в Каире. По итогам переговоров с руководством Египта господин Лавров заявил: сейчас нет ничего важнее борьбы с терроризмом, вести которую можно только совместными усилиями. При этом он призвал мировое сообщество не повторять в Сирии тех ошибок, которые были совершены в Ираке и Ливии, в результате чего террористы смогли укрепиться в этих странах. Кроме того, Сергей Лавров рассказал, на каких условиях Россия готова возобновить авиасообщение с Египтом. С подробностями из Каира — корреспондент “Ъ” Елена Черненко.
Сергей Лавров и Сергей Шойгу прилетели в Каир разными бортами и первую часть дня провели по отдельности. Глава МИДа сначала встретился со своим египетским коллегой Самехом Шукри, потом провел переговоры с генсеком Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмедом Абуль-Гейтом. Сергей Шойгу в это время проводил консультации с местными военными. Затем оба министра, а также их египетские визави были приняты президентом страны Абдель-Фаттахом ас-Сиси. В завершении переговорного марафона состоялась беседа министров иностранных дел и обороны в формате 2+2.
Сопровождающей российскую делегацию прессе на сей раз пришлось нелегко. Египетские чиновники и охранники сделали все, чтобы не пустить репортеров даже на протоколы — рукопожатие и приветственные слова в начале встреч. Изначально они заверяли, что никаких проблем не будет, но в итоге в комнату переговоров каждый раз приходилось пробиваться с боем. Корреспондента “Ъ” сотрудница пресс-службы ЛАГ фактически силой вытолкала из помещения — хотя в этот момент Сергей Лавров всего лишь говорил с генсеком о погоде. Даже на итоговую пресс-конференцию журналистам удалось попасть лишь с трудом: сначала их пустили в конференц-зал, но потом приехала военная контрразведка и приказала всем покинуть помещение.
Продержав прессу на жаре почти час, военные объявили, что обратно можно вернуться только без гаджетов. А на случай, если кто-то все-таки умудрился пронести телефон, в округе заглушили мобильную связь. Эти меры можно было бы объяснить действующим в стране с апреля чрезвычайным положением — оно было введено после очередного теракта,— однако местные репортеры пояснили, что в Египте «всегда такой бардак».
“Ъ”, впрочем, удалось перехватить Ахмеда Абуль-Гейта после того, как он проводил российского гостя. Свои переговоры с ним он охарактеризовал как «отличные». А на вопрос “Ъ”, поддерживает ли ЛАГ предложенный Россией план создания в Сирии четырех зон деэскалации, ответил: «Легко». «Главное, чтобы это в итоге не привело к дезинтеграции Сирии»,— добавил он.
При этом на просьбу “Ъ” прокомментировать, может ли ЛАГ принять какие-либо меры по защите христианских меньшинств на Ближнем Востоке, господин Абуль-Гейт сказал: «Нет, мы не вмешиваемся во внутренние дела государств—членов организации. Это (защита христиан.— “Ъ”) находится в ведении соответствующих правительств, и они пытаются делать все, что от них зависит, чтобы дать отпор террористам».
Напомним, в минувшую пятницу в Египте произошел очередной теракт: в провинции Эль-Минья исламские радикалы атаковали автобус, перевозивший христиан-коптов. Жертвами нападения стали 26 человек, 25 ранены, среди погибших несколько детей. В апреле же в результате двойного теракта в церквях на западе Египта погибло более 40 человек. Ответственность за апрельские атаки, как и за расстрел автобуса, взяла на себя группировка «Исламское государство» (запрещена в РФ). И такие атаки происходят в Египте регулярно.
На итоговой пресс-конференции Сергей Лавров и Самех Шукри сообщили, что борьба с терроризмом была одной из ключевых тем в ходе состоявшихся переговоров. При этом дипломаты не выделяли преследование террористами коптов (хотя глава МИД РФ выразил соболезнования по поводу «отвратительного» теракта в Эль-Минье), а говорили о терроризме в целом. «Необходимо постоянное проявление бдительности и налаживание самого широкого международного сотрудничества в борьбе с терроризмом,— сказал Сергей Лавров.— Необходимо наращивать усилия мирового сообщества на антитеррористическом направлении».
По словам российского министра, «сейчас нет ничего важнее борьбы с терроризмом и его идеологией». «И вести эту борьбу нужно только совместно»,— добавил Сергей Лавров. Комментируя удары египетских ВВС по позициям террористов в соседней Ливии — а на такой шаг власти Египта пошли после теракта в Эль-Минье,— глава МИД РФ напомнил, что в свое время западные страны в нарушение резолюции Совбеза ООН ударили по Ливии, добившись падения режима Муаммара Каддафи. При этом они, по словам Сергея Лаврова, превратили Ливию «в черную дыру» — территорию, где вольготно чувствуют себя террористы. Российский министр призвал мировое сообщество не повторять в Сирии ошибок, которые были допущены в Ливии, а до этого в Ираке, куда США и их союзники, по его словам, вторглись «под вымышленным предлогом».
Сергей Лавров сообщил, что в ходе переговоров была затронута и тема возобновления авиаперелетов между двумя странами. Напомним, авиасообщение с Египтом было прервано по инициативе РФ в конце 2015 года после крушения самолета «Когалымавиа», выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх—Петербург. Москва тогда потребовала усиления мер безопасности в аэропортах Египта, российские специалисты неоднократно посещали страну, но сроки возобновления полетов до сих пор не определены. Как уже сообщал “Ъ” (см. номер от 13 мая), египетская сторона пока не готова одобрить присутствие в местных аэропортах российских специалистов, которые контролировали бы систему авиабезопасности, и прекратила диалог по этому вопросу. По данным египетских СМИ, власти страны считают постоянное присутствие иностранных силовиков нарушением своего суверенитета.
Глава МИД РФ в понедельник заявил, что Москва никаких новых условий для возобновления прямого авиасообщения с Египтом не выдвигает, а лишь настаивает на выполнении перечня мер, о котором стороны договорились еще в декабре 2015 года (вопрос о присутствии российских специалистов в египетских аэропортах в этот перечень входил). «И мы, и наши египетские друзья должны сделать все необходимое, чтобы не допустить повторения подобных трагедий (как с бортом “Когалымавиа”.— “Ъ”). В этом контексте принципиально важно довести до конца расследование, а также осуществить практические шаги, которые были согласованы между нашими сторонами и полное осуществление которых позволит приступить к практическому возобновлению полетов»,— сказал Сергей Лавров, сделав упор на слово «полное».