Глеб Грозовский попадет в суд после трех лет в СИЗО
Защита требует освобождения священника из-под стражи
Уголовное дело обвиняемого в педофилии священника Глеба Грозовского, как стало известно “Ъ”, может поступить в суд из прокуратуры на этой неделе. Господин Грозовский вины не признает, срок его содержания под стражей продлен до 14 июня — для утверждения надзорным ведомством обвинительного заключения и назначения судом дела к рассмотрению. Защита добивается освобождения обвиняемого, который провел за решеткой уже почти три года.
Главное следственное управление (ГСУ) СКР по Петербургу передало в прокуратуру города уголовное дело бывшего настоятеля храма Иоанна Воина в Ленинградской области Глеба Грозовского. Уголовное преследование священника (экс-советник гендиректора футбольного клуба «Зенит», отец четверых детей) началось осенью 2013 года с возбуждения ГСУ по Санкт-Петербургу и СУ по Ленобласти уголовных дел о педофилии, объединенных затем в одно производство. В октябре 2013 года находившегося в Израиле господина Грозовского объявили в международный розыск, в январе 2014 года в деле появился еще один эпизод. Дело построено на показаниях трех школьниц о событиях в детских православных лагерях на островах Коневец (Ленобласть) и Кос (Греция) в 2009 и 2013 годах соответственно. 21 сентября 2014 года священник был задержан в Израиле и заключен под стражу, а в сентябре 2016 года экстрадирован в Россию. 25 января 2017 года ему предъявлено обвинение в окончательной редакции в совершении трех преступлений по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, которая предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы.
Старший помощник прокурора Петербурга по связям со СМИ Юлианна Алексеева подтвердила “Ъ”, что дело поступило в надзорное ведомство. По данным источников “Ъ”, кроме утверждения обвинительного заключения прокуратура должна разрешить вопрос о подсудности: дело может быть направлено в один из судов города или Ленобласти. Обвиняемый вину не признает, его защитник Михаил Уткин (бывший заместитель главы СУ СКР по Ленобласти) просил прокуратуру при поступлении дела вернуть его на доследование, ссылаясь на многочисленные нарушения: не были допрошены свидетели защиты, согласившиеся подтвердить невиновность священника; следователи не уведомляли защитника о предъявлении обвинения и заседании суда; без согласия обвиняемого ему трижды назначали адвокатов.
Обвиняемый и его защитник на прошлой неделе подали апелляционные жалобы с требованием освободить Глеба Грозовского из СИЗО, срок нахождения в котором горсуд 19 мая продлил до 14 июня — в связи с необходимостью «составить обвинительное заключение и направить материалы дела прокурору для его утверждения и направления дела в суд».
Адвокат доказывает, что суд продлил меру пресечения по ходатайству следователя, не получившего на тот момент разрешения главы СКР Александра Бастрыкина на продление следствия, об отсутствии необходимости его продлевать говорилось и в рассмотренном судом постановлении следователя Бориса Смирнова. По данным объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга, срок следствия «последний раз был продлен одним из замов главы СКР Александра Бастрыкина до 21 мая». «Следователь не имел права ходатайствовать о продлении срока стражи без продления срока следствия»,— настаивает адвокат Уткин.
Михаил Уткин также заявил в апелляции, что он не был уведомлен о заседании суда, где его сочли неявившимся. Назначив другого защитника для участия в деле (что произошло в этом деле в третий раз с момента предъявления обвинения) и отклонив ходатайство Глеба Грозовского об его отложении, суд счел, что «стороной защиты» не представлено доказательств возникновения оснований для отмены или изменения меры пресечения (например, сведений, подтвержденных медицинским заключением). Волокиты по делу и противоречий Конвенции о защите прав человека, Конституции и постановлению пленума Верховного суда о практике применения мер пресечения горсуд не усмотрел, решив, что дело является «исключительным случаем» для продления срока нахождения под стражей свыше 12 месяцев. Во время оглашения решения Глеб Грозовский кричал из стеклянной клетки судье, прокурору и следователю о нарушениях УПК и о том, что ему не дали слова.
Судья же, как сообщила “Ъ” вице-президент адвокатской палаты Петербурга Татьяна Тимофеева, вынес поступившее в палату решение о злоупотреблении адвокатом Уткиным правом на защиту, где говорится, что суду не удалось с ним связаться, телефон его был выключен. Михаил Уткин ссылается на данные биллинга сотового оператора об отсутствии звонков как следователя, так и представителей суда и утверждает в жалобе, что следователь представил в суд подложную справку о его уведомлении по телефону о дате и времени заседания. Старший помощник главы ГСУ СКР Петербурга по связям со СМИ Сергей Капитонов на вопросы “Ъ” по этой ситуации не ответил. «Если адвокат активно защищает клиента, на него всегда сыплется поток жалоб, но в значительном числе случаев они надуманны»,— сказал “Ъ” вице-президент адвокатской палаты Санкт-Петербурга Юрий Новолодский.