«Громкое имя увеличивает спрос»
Андрей Воскресенский – о проектах иностранных архитекторов
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Андрей Воскресенский рассказывает о спросе на проекты зарубежных архитекторов на московском рынке недвижимости.
Где-то импорт замещается отечественным производством, а вот в архитектуре, по крайней мере в Москве, ситуация прямо противоположная. Архитектурные бюро из других стран с удовольствием берутся за заказы московских девелоперов. Те, в свою очередь, на такие заказы не скупятся. Только за последние два года на московском рынке новостроек появилось более 4 млн кв.м, спроектированных зарубежными архитекторами.
При этом, если раньше подобную «роскошь» могли себе позволить только застройщики премиум-класса, то теперь именитые комплексы все больше появляются в массовом сегменте. Так, за последние годы от иностранных архитектурных бюро из Великобритании, Голландии, Германии, Австрии, США и Японии на московском рынке появились восемь проектов бизнес-класса, шесть – класса «комфорт» и только один проект премиум-класса.
Оригинальные фасады становятся настоящими визитными карточками и конкурентным преимуществом многих проектов не только в премиальном, но и в массовом сегменте. Что, в свою очередь, приводит к росту инвестиционной привлекательности проектов. Игроки рынка сходятся во мнении, что громкое имя архитектора увеличивает потребительский спрос не менее чем на 30%. При этом не происходит сильного удорожания проекта в целом.
Зарубежные специалисты спроектировали в Москве такие жилые комплексы, как «Домашний», SREDA, «Испанские кварталы», «Life Ботанический сад» — все это масштабные проекты с общей площадью не менее 300 тыс. кв.м и со сроками реализации до 2019-2020 годов.