«Спустя полтора часа стало меньше энтузиазма в риторике сторон»
Корреспондент «Ъ FM» — о рассмотрении иска против ФБК
В Люблинском суде Москвы во вторник начались слушания по иску бизнесмена Алишера Усманова о защите чести и достоинства. Ответчиком выступает политик Алексей Навальный. Представители Усманова уже заявили о подготовке новых исковых заявлений о клевете. Корреспондент «Коммерсантъ FM» Полина Смертина рассказала подробности судебного заседания ведущей Наталье Ждановой в прямом эфире.
— Что происходит сегодня в зале суда? Кто там присутствует?
— Cейчас объявлен перерыв, поэтому есть возможность рассказать, как прошла первая часть заседания. Фактически она длилась полтора часа до перерыва, но стороны по-прежнему представляют свои ходатайства. Первое ходатайство было со стороны Алексея Навального — они просили разрешить видеотрансляцию в интернете. Сторона Алишера Усманова не выступила против трансляции, но суд все-таки отказал. Принцип гласности, по мнению судьи, не нарушен – в суде очень много прессы. Затем Алексей Навальный попросил пригласить в суд премьер-министра Дмитрий Медведева. По версии Навального, он является главным свидетелем, так как, собственно, предметом разбирательства являются заявления оппозиционера о взятке, переданной в виде имущества фонду, якобы близкому к премьеру. Но здесь выступил Генрих Падва — представитель Алишера Усманова — и пояснил, что нет никаких доказательств того, что Медведев имеет отношение к фонду «Соцгоспроект», и даже сам Навальный и его соратники в своем расследовании не могут точно определить юридический статус этого фонда. Суд согласился с этим доводом, ходатайство было отклонено. Были и другие ходатайства от Навального: затребовать у Росреестра дополнительные документы, чтобы узнать, действительно ли было подарено имущество этому фонду или нет.
Здесь снова выступил Падва, задал вопрос: «То есть вы хотите только сейчас посмотреть на эти документы? Почему вы ранее этого не сделали? Опубликовали расследование, но документов у вас, видимо, не было». И также он напомнил, что сейчас в суде именно Алексей Навальный должен доказывать свою правоту, что он не лгал в своих заявлениях, но получается, Навальный хочет, наоборот чтобы сторона заявителя приводила доказательства.
Поэтому ходатайства пока были отклонены, либо отложены — их рассмотрят позже, когда будут предъявлены доказательства.
— Много прессы сейчас в зале?
— Очень много прессы, в зале смогли разместиться очень мало корреспондентов и журналистов, были выставлены скамейки в коридоре, где идет трансляция. Можно сказать, практически такой кинотеатр: сидят журналисты друг на друге практически, дышать нечем, очень сложно, но всем хватило места.
— Какие-то заявления стороны делали после первой части, на которой заявлялись ходатайства? О чем говорили Алексей Навальный или его представители?
— Я слышала отрывки заявления, Алексей Навальный говорил, что это очень странное заседание. Но именно в ходе заседания он говорил, что суд не дает возможности ему — Алексею Навальному и Фонду борьбы с коррупцией — предъявлять какие-то доказательства. Он считает, что суд сразу же встал на сторону Алишера Усманова и не дает никакой возможности себя защищать. Например, тот договор, который он просит истребовать у Росреестра, они не могут получить напрямую в Росреестре, суд может по закону помочь Навальному запросить эти документы. Но нужно отметить, что адвокат Алишера Усманова Генрих Падва уже сказал, что эти документы у них есть, они их обязательно предъявят, когда уже начнут стороны говорить о доказательствах и по существу.
— Что ожидается сегодня во время второй части заседания?
— Насколько я понимаю, ходатайства еще не закончились. По крайней мере, есть еще ходатайства у стороны Алексея Навального и Фонда борьбы с коррупцией. По поводу ходатайств со стороны Алишера Усманова, к сожалению, ничего не известно, но мы ждем. Скорее всего, сегодня приступят к рассмотрению доказательств. Началось заседание достаточно бодро, очень энергично, но за полтора часа, видимо, устали все участники, становится меньше сил и какого-то энтузиазма уже в риторике, в словах, в высказываниях представителей сторон.
Читайте далее: «Суд обязал Алексея Навального опубликовать опровержение и удалить видео»