Бездокументальный фильм
Первый день процесса по иску Алишера Усманова к Алексею Навальному прошел стремительно
В Люблинском районном суде Москвы началось рассмотрение иска бизнесмена Алишера Усманова к основателю Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексею Навальному и самому фонду о защите чести, достоинства и деловой репутации. Судья отказала ответчикам в приобщении к делу более двух десятков ходатайств, в том числе о вызове в суд председателя правительства Дмитрия Медведева и первого вице-премьера Игоря Шувалова. При этом ответчик сам отказался представить суду документы расследования, на основании которых он обвинил бизнесмена.
Заседание продлилось почти восемь часов без перерыва на обед. Судья Марина Васина вела процесс в темпе и ближе к концу заседания попросила ответчиков «в целях экономии времени и соблюдения прав истца» заявить все ходатайства одновременно. Это вызвало сопротивление адвоката Алексея Навального Ивана Жданова. Забегая вперед, надо указать, что судья отклонила более 20 ходатайств, заявленных ответчиками, удовлетворив лишь одно — о перерыве для ознакомления с переданными истцами документами.
Напомним, в иске Алишера Усманова о защите чести, достоинства и деловой репутации указаны в качестве порочащих сведений цитаты Алексея Навального и представителей ФБК из 12 публикаций и видеороликов, в том числе из фильма «Он вам не Димон». Речь о нескольких темах: передаче господином Усмановым земельного участка и дома в селе Знаменском благотворительному фонду «Соцгорпроект», расцениваемой оппозиционером в качестве взятки премьеру Дмитрию Медведеву, неполной уплате налогов, участии бизнесмена в приватизации ГОКов, а также о совершении господином Усмановым преступлений, цензуре в Издательском доме «Коммерсантъ» и о возможной даче взятки первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Истец требует удалить публикации и видеоролики из интернета, а также опубликовать их опровержение.
«Вы лишаете нас единственных средств защиты»,— прокомментировал господин Навальный действия судьи после отказа вызвать в качестве свидетелей Дмитрия Медведева, Игоря Шувалова, сокурсников премьер-министра председателя наблюдательного совета фонда «Соцгорпроект» Илью Елисеева и гендиректора фонда Алексея Четверткова, а также учредителя фонда Виталия Головачева и экс-посла Великобритании в Узбекистане Крейга Мюррея, сообщившего в своей публикации о ряде обвинений в адрес господина Усманова. Судья согласилась с доводами истцов, которые пояснили, что способны ответить на все вопросы с помощью имеющихся в их распоряжении документов. Также судья отказалась истребовать определение об отмене приговора в отношении бизнесмена из Верховного суда Узбекистана и истребовать договоры пожертвования земли и дома в селе Знаменском из Росреестра. Представитель господина Усманова адвокат Генрих Падва указал господину Навальному, что «бремя доказывания — на ответчике». Позже представитель господина Усманова разъяснил: «Господин Навальный утверждает, что все обвинения в адрес истца сделаны на основании проведенного расследования, при этом представить документы расследования суду он отказывается. Также он отказывается приобщить к материалам дела открытые документы, на которые ссылается: в частности, статью в The Wall Street Journal и книгу экс-посла Великобритании в Узбекистане Крейга Мюррея. Таким образом, мы считаем, что у него отсутствуют основания для распространения сведений, порочащих нашего заявителя».
Оппозиционер напомнил именитому коллеге о ст. 57 ГПК, по которой суд обязан помочь ответчикам в истребовании доказательств, если их получение затруднено. Господин Навальный также продолжил настаивать, что все факты для публикаций «установлены по открытым источникам».
Ответчики подчеркнули, что главная тема — причины передачи участка и дома фонду «Соцгорпроект». «Не может быть резиденции в вакууме, ею кто-то пользуется. Такие пожертвования не могут делаться просто так»,— указал Иван Жданов. По этому поводу представители истца предоставили ответ из «Соцгорпроекта» и «Группы Ист Инвест» на адвокатские запросы, в котором объяснялось, что «пожертвование являлось частью комплексной сделки и было связано с отказом фонда и группы от проекта освоения (другого.— “Ъ”) земельного участка, прилегающего к участку господина Усманова». Бизнесмен передал участок с домом фонду в качестве компенсации за отказ от девелоперского проекта фонда и компании «Группа Ист Инвест» рядом с его загородной резиденцией.
Также представители истца предоставили, в частности, письма из Верховного суда и Генеральной прокуратуры Узбекистана об отсутствии у бизнесмена судимости по обвинению в изнасиловании и несколько справок из ФНС о том, что с 2003 по 2016 год объем налоговых отчислений господина Усманова превысил 12 млрд руб., а также о том, что он никогда не был налоговым резидентом Великобритании и Швейцарии.
В ходе судебного заседания Алексей Навальный подчеркнул: «Ничего (из публикаций.— “Ъ”) не будет удалено. Мы будем еще сильнее распространять это». Судья объявила перерыв до 31 мая. Не исключено, что в этот же день будет оглашена резолютивная часть решения.