Энергорынку предложили модернизацию за свои
«Совет рынка» против доплат под новые инвестпрограммы
«Совет рынка» (регулятор энергорынков) предлагает отказаться от продления нерыночных доплат генерирующим компаниям под обязательства новых инвестиций. По словам главы регулятора Максима Быстрова, достаточным условием для новой волны модернизации будет рост цены конкурентного отбора мощности при условии вывода не востребованной рынком генерации. Но потребители считают, что для модернизации энергетикам достаточно и текущих цен.
Ассоциация «Совет рынка» выступает против долгосрочных программ модернизации, гарантирующих генерирующим компаниям сохранение повышенной доходности в обмен на новые инвестиции, сообщил во вторник глава регулятора Максим Быстров. «Сейчас обсуждается “ДПМ-штрих” (новая программа договоров на поставку мощности, действующие ДПМ гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей.— “Ъ”) — мы против, мы за создание некоего автоматического механизма, когда цена долгосрочного конкурентного отбора мощности (КОМ) определяется за счет баланса спроса и предложения на рынке»,— отметил он. По его оценке, текущая цена КОМ не позволяет генкомпаниям вкладываться в модернизацию мощностей.
КОМ фиксирует цену на мощность на четыре года вперед (сейчас до 2020 года), формируя для генераторов и потребителей долгосрочный ценовой ориентир. Новые энергоблоки, построенные по ДПМ, а также АЭС, ГЭС и те ТЭЦ, которые необходимы для теплоснабжения, проходят КОМ в приоритетном порядке. Цена КОМ зависит от объема заявок: чем больше мощности участвует в отборе, тем она ниже. Цена мощности по результатам КОМ на 2020 год для первой ценовой зоны (европейская часть РФ и Урал) составила 115,2 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, во второй ценовой зоне (Сибирь) — 190,5 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. Считается, что модель долгосрочного отбора мощности стимулирует собственников генерации к выводу из эксплуатации устаревшего и неэффективного оборудования, поскольку их выход на рынок снижает общий уровень цены для всех. Действительно, в 2016 году был выведен рекордный объем старых мощностей — 3,75 ГВт. По ожиданиям «Системного оператора ЕЭС» (диспетчер энергосистемы), к 2020 году может быть выведено до 12 ГВт.
По словам Максима Быстрова, в результате программы ДПМ на рынке образовалось до 20 ГВт лишних мощностей, и в этой ситуации создание ее нового аналога может быть полезно только генкомпаниям, поскольку «позволяет им здорово зарабатывать», но потребителям это не нужно. «Потребители оправданно говорят о том, что они содержат слишком много лишних мощностей на рынке»,— считает господин Быстров. Механизм ДПМ был запущен в 2010 году после реформы РАО «ЕЭС России» для строительства новых энергоблоков. Основная часть мощностей по ДПМ уже введена, и инвесторы будут получать повышенную плату за них вплоть до 2026 года. Для сохранения большого денежного потока от ДПМ в отрасли уже несколько лет обсуждают варианты продления механизма или создания его аналогов. Сейчас обсуждаются три варианта: надбавка к цене на мощность в европейской части России и на Урале, «ДПМ-штрих» и механизм гарантирования инвестиций (МГИ) по отбору на конкурсах генерации, которую необходимо строить в проблемных точках ЕЭС.
По оценке главы «Совета рынка», цена КОМ должна достигать примерно 300 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, это средний уровень между ценами текущих КОМ и ДПМ (для крупных газовых ТЭС — около 600 тыс. руб. за 1 МВт в месяц). «Но это станет возможным только тогда, когда навес от этой лишней генерации начнет исчезать или вообще исчезнет»,— пояснил он. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, цена КОМ не достигнет такой величины: она действительно будет расти на фоне ускорения выводов и замедления вводов новой генерации, но к 2024 году достигнет лишь 200 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. «Сценарий роста цен КОМ до 300 тыс. руб. за 1 МВт означает, что дополнительно потребители заплатят 240 млрд руб. в год, что сравнимо с общим платежом за программу тепловых ДПМ»,— отмечает эксперт.
Но в «Сообществе потребителей энергии» считают, что и текущая цена КОМ уже позволяет генкомпаниям вкладываться в модернизацию. «Необходимости в модернизации не просматривается как минимум в ближайшие лет 15, поскольку спрос не растет, треть необходимой генерирующей мощности новая и на деле генерация функционирует далеко за пределами своего паркового ресурса,— отмечает директор ассоциации Василий Киселев.— В будущем никаких дополнительных решений от регулятора тоже не требуется, долгосрочный КОМ с комфортным ценовым диапазоном позволяет поставщикам самостоятельно позаботиться о своих активах».