«Региональный фонд» отдал кормовые
Госкомпания скупает долги у крупных кредиторов Башкирского речного пароходства
Принадлежащее Башкирии АО «Региональный фонд» сумело получить дополнительные голоса в собрании кредиторов Башкирского речного пароходства (БРП), находящегося в стадии банкротства. Фонд скупил требования у крупных кредиторов предприятия, в том числе Сбербанка и поставщика топлива «СТК-петролеум», не объясняя цель своих действий. Экспертам тактика фонда представляется спорной, так как о планах сохранения пароходства и его дочерних предприятий в кабмине республики (контролировало БРП до банкротства) не заявляли, а следовательно, перспективы возврата денег госфонда не очевидны.
Башкирская государственная инвесткомпания «Региональный фонд», управляющая пакетами республики в коммерческих предприятиях, скупает требования кредиторов обанкротившегося Башкирского речного пароходства. 24 мая, как следует из материалов банкротного дела БРП, фонд заменил в реестре кредиторов компанию-поставщика топлива «СТК-петролеум» и Сбербанк. «СТК-петролеуму» пароходство задолжало 43,3 млн руб., Сбербанку — 14,7 млн руб. Банк предоставлял БРП возобновляемую кредитную линию в 2014 году под 13,7% годовых. В залог ему была передана недвижимость — помещения пароходства площадью 734 кв. м в здании на улице Ленина, 87. Их рыночная стоимость была определена в 51,98 млн руб., залоговая — с 40-процентным дисконтом в 31,19 млн руб. Право требований на эти активы теперь перешло к фонду.
«Региональный фонд» на 100% принадлежит министерству земельных и имущественных отношений республики. Он создавался, чтобы аккумулировать прибыль от участия республики в коммерческих компаниях и инвестировать ее в перспективные проекты. В последние пару лет фонд активно покупает долги проблемных госпредприятий. В разное время, как сообщал „Ъ“, в их числе оказывались ГУП «Издательско-полиграфический комплекс „Типография им. Ф.Э.Дзержинского“», издательство «Башкортостан», дочернее предприятие пароходства «Речной порт Уфа». Свои действия в фонде не объясняют. Вчера в приемной предприятия заявили, что не дают комментариев.
Как сообщается на портале Единого федерального реестра сведений о банкротствах, общая сумма требований кредиторов пароходства составляет 152,65 млн руб. Около 25 млн руб. пароходство должно своему дочернему предприятию ООО «Речной порт Уфа». Таким образом, с учетом покупки требований у Сбербанка и «СТК-петролеум» (суммарно 58 млн руб.) минземимущество Башкирии через фонд и речной порт должно получить более половины голосов в собрании кредиторов БРП. Другим крупным кредитором пароходства является ИФНС (67,5 млн руб.).
Представители минземимущества для комментариев были недоступны равно как и директор «СТК-петролеум» Олег Яковлев. В Сбербанке оперативно на вопросы „Ъ“ не ответили.
Конкурсный управляющий пароходства Асгат Сухов на вопрос о стоимости активов, оставшихся в распоряжении предприятия после продажи нескольких речных судов на этапе наблюдения, попросил направить письменный запрос.
БРП до банкротства оказывало услуги грузовых и пассажирских перевозок, ремонта судов, поставки песчано-гравийной смеси. Объединяет ООО «Речной порт „Уфа“», «Судоремонтно-судостроительный завод» (находятся в процедуре банкротства) и «Узел связи». Процедура наблюдения в пароходстве была введена в августе прошлого года по иску компании «Параллель» (контролируется минземимущества республики), выкупившей долг у инициатора банкротства — ООО «Эл-системс». Чистый убыток БРП, по данным Kartoteka.ru, в 2015 году составил 146,4 млн руб. при выручке 153,7 млн руб. Стоимость чистых активов предприятия на начало 2016 года оценивалась в 36,9 млн руб., балансовая стоимость имущества — в 186 млн руб.
Бывший генеральный директор БРП Павел Юрченко полагает, что с помощью фонда минземимущество восстанавливает контроль над процедурой банкротства, так как «вся ценность пароходства — в его недвижимости, а также в землях и оборудовании речного порта, пригодного для добычи, погрузки и перевозки песчано-гравийной смеси». «Долги пароходства были одной из причин, по которой в 2015 году министерство не смогло продать контрольный пакет акций предприятия на торгах за 450 млн рублей,— отмечает господин Юрченко.— Поэтому предположу, что сейчас фонд действует в интересах какого-то потенциального покупателя активов пароходства и речного порта».
«Скупка прав требований к должнику-банкроту — явление распространенное. Обычно они покупаются с дисконтом — от 20 процентов и выше,— отмечает адвокат Аскар Мингазетдинов.— Но если кредитор безоговорочно хочет быть крупнейшим и впоследствии получить основные активы должника, а голосов в реестре кредиторов не хватает, он может покупать долги по номиналу. Все зависит от того, какими средствами располагает такой кредитор и какие цели он преследует».
«О перспективности действий фонда стоит судить в зависимости от того, какие активы остались у пароходства,— отмечает старший партнер группы правовых компаний „Интеллект-С“ Роман Речкин.— Если фонд, являющийся госкомпанией, допустим, перечислил реальные деньги поставщику топлива и Сбербанку, а активов у банкрота нет, или они ничего не стоят, то, конечно, могут возникнуть вопросы. В этом случае фонд мог распорядиться этими средствами с большей пользой».
Бывший заместитель министра финансов республики Ринат Баширов полагает, что скупку долгов у кредиторов пароходства трудно назвать инвестициями в перспективные проекты, для которых создавался «Региональный фонд», так как о намерениях спасти пароходство и его дочерние предприятия в правительстве не объявляли, а значит, гарантии возврата денег фонда не очевидны. «Аналогичную тактику фонд использовал, покупая долги типографии имени Дзержинского, издательства „Башкортостан“, речного порта Уфы. Но так как плана по оздоровлению и сохранению этих предприятий мы не видели, эти операции представляются рисковыми, — отмечает собеседник.— Более того, есть ощущение, что при помощи „Регионального фонда“ проблемные предприятия очищаются от долгов для поддержки будущих покупателей этих активов».