Суд над святой
30 мая 1431 года в Руане была сожжена на костре Жанна Д’Арк
Суд инквизиции над Орлеанской девой, проходивший с февраля по май 1431 года в Руане, который находился в англо-бургундской зоне оккупации Франции, проходил в два этапа. По сути, это были два разных суда. Первый 24 мая закончился публичным признанием вины подсудимой и ее приговором к тюремному заключению. Второй 30 мая за повторное «впадение в ересь» приговорил подсудимую к передаче светским властям, что на юридическом языке того времени означало казнь на костре.
Сегодня историкам очевидна обреченность Жанны. Двумя годами ранее экзальтированная 17-летняя девушка оказалась в нужное время в нужном месте и стала символом победы войск дофина Карла VII при Орлеане. В Столетней войне наметился перелом. Но Жанна продолжала командовать, становясь неуправляемой и потому опасной для Карла. После ее пленения бургундцами он не захотел ее выкупить. Англичане же, выкупив пленницу у союзных бургундцев, распорядились ею самым фатальным для себя образом. Отдали под суд инквизиции на подконтрольной им территории Франции, создав из нее символ непокоренной Франции.
Для исторической науки Руанский процесс — ценнейший источник информации о средневековой Франции и Англии. Председатель суда епископ Кошон, вероятно, понимал, что какое бы решение ни принял суд, виновным будет он — либо перед англичанами, либо перед французами,— и тщательно протоколировал каждое слово, каждое действие каждого участника процесса. К счастью для науки, все эти документы сохранились.
По ним историки проследили, как Кошон боролся скорее за себя, чем судил Жанну. Он отверг первоначальное обвинение из 70 пунктов, составленное его подчиненными, понимавшими задачу буквально: осудить и сжечь ведьму. Он продлевал суд раз за разом, пока подсудимая не согласилась признать вину по нескольким пунктам. Она публично, перед жителями Руана покаялась, что носила мужское платье и не признавала церковь, а голоса свыше, которые ею руководили, были ложными. На этом инквизиционный процесс по делу о впадении в ересь «некой женщины Жанны, обычно именуемой Девой», закончился. Ее отправили в тюрьму на неопределенный срок.
А если после этого осужденная снова надела в тюрьме мужское платье, то разве суд в этом виноват? Инквизиция тут бессильна, за повторное впадение в ересь полагается смерть, альтернативы в законе нет. Через четверть века Карл VII велел по суду оправдать Жанну, что быстро собранный суд единогласно и сделал. А в 1920 году Ватикан канонизировал Жанну, сделал ее святой.
Сергей Петухов