Искусство не уйти вовремя

продемонстрировал Дэмиен Райс на концерте в Москве

В столичном зале Vegas City Hall прошел первый московский концерт ирландского автора-исполнителя Дэмиена Райса. Борис Барабанов не уверен, что этот концерт не продолжается до сих пор.

Ирландский певец Дэмиен Райс

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Идея концертов в России родилась у Дэмиена Райса, когда он решил проехаться в поезде по Транссибирской магистрали. Решение спеть в Санкт-Петербурге и Москве было принято слишком поздно для того, чтобы собрать полноценную концертную бригаду, поэтому Райс выбрал вариант акустического концерта и приехал в сопровождении одного лишь звукорежиссера. Он должен был выступать в концертном зале Центрального дома художника, который для зарубежных гастролеров такого уровня слишком мал. Темпы продаж билетов вселяли оптимизм, и организаторы концерта перенесли его в зал Vegas City Hall — это младший брат Crocus City Hall. Но даже здесь был почти что аншлаг.

На концертах Дэмиена Райса всегда очень оригинальный свет, и Москва не стала исключением. Кажется, что музыкант выступает при свете единственной лампы. На самом деле это не так, и все же ощущение уютного квартирника создается именно при помощи одного источника света. Стоя на сцене в полутьме, ирландский автор исполнил сет из своих лучших хитов, который, как оказалось, был лишь предисловием к настоящему шоу.

У Дэмиена Райса выдающийся голос. Причем очень важно иметь в виду, что он относится именно к ирландской традиции стадионного рока. Кажется, что сравнивать выступления барда со стадионными аттракционами U2 и истошным женским роком The Cranberries странно. Но если прислушаться, в его вокале и даже в конструкции песен можно обнаружить много общего с самыми известными коллегами. Мне приходилось видеть «электрические» выступления Дэмиена Райса для больших арен. В Vegas City Hall он продемонстрировал, что может держать довольно крупную площадку исключительно силами голоса и ничем не обработанной акустической гитары. Тянуть ноты он может не хуже оперных певцов — в своем диапазоне, конечно. Но слушали его тем внимательнее, чем тише он пел.

Самым впечатляющим трюком основной части концерта был момент, когда Райс работал без микрофона, стоя на авансцене. Он мастер тихой, грустной песни, но при этом просит не считать себя склонным к депрессиям. Для него это скорее освобождение от негативных эмоций, что-то вроде «ваз для крика» в японских офисах.

Чем теплее была реакция на песни Дэмиена Райса, тем больше он говорил между ними. Похоже, ему и вправду интересно было порассуждать о природе творчества. Оно в его представлении довольно физиологично. Райс сообщил, например, что не считает правильным говорить «я пишу песни». Процесс творчества он сравнил с пищеварением: сонграйтер питается впечатлениями, а на выходе получает песни. Вполне естественный цикл.

Тональность разговора понравилась аудитории, и певец через какое-то время поделился еще одним жизненным наблюдением. Если ты пришел на свидание, скажем, в ресторан и хочешь понять, насколько серьезны твои чувства по отношению к девушке,— возьми паузу: отправляйся в туалет и освободись от «нескольких миллионов маленьких джентльменов». Потом возвращайся и прислушайся к своему организму: по-прежнему ли она тебе интересна?

Свою самую известную песню «The Blower`s Daughter» Дэмиен Райс оставил для биса. После нее он позвал на сцену российского инди-музыканта Сергея Сироткина, который открывал концерт. Вместе они исполнили «Hallelujah» Леонарда Коэна. Трудно было представить себе более впечатляющий финальный аккорд. Но выяснилось, что самое интересное впереди. Дэмиен Райс заявил, что те, кто рассчитывал на более камерную обстановку, смело могут подняться к нему на сцену. Половина зрителей расселась прямо на подмостках. Дэмиен Райс откупорил бутылку вина, наполнил бокал и запел песню «Cheers Darlin», аккомпанемент для которой звучал из iPode.

Музыкант распрощался и ушел за кулисы. Часть зрителей отправилась в метро. Но Дэмиен Райс не был настроен на отдых. На выходе из концертного зала он устроил еще один концерт — для самых преданных поклонников. Сначала он пел сам и в дуэте с Сергеем Сироткиным, чередуя свои песни с кавер-версиями. Потом Сироткин исполнил свою песню «Герои». Это был тот случай, когда разогревающий артист получает максимум внимания публики и хедлайнера. Райс подустал, и петь стали фанаты. Те, кто покинул зал сразу после окончания шоу, еще долго получали эсэмэски от друзей: «Мы все еще здесь. Поем».

Вся лента