Россия пошла на третий госкредит
Индия опять получит деньги для строительства АЭС «Куданкулам»
Россия и Индия 1 июня могут подписать соглашение и протокол о госкредите РФ на строительство третьей очереди АЭС «Куданкулам». Размер и условия получения госкредита пока не раскрываются, но традиционно РФ выделяет на индийские проекты не всю стоимость проекта, а только расходы на закупку и монтаж российского оборудования. Но эксперты отмечают, что и в таком объеме контракт будет выгоден Москве, поскольку поставка атомного оборудования является одной из наиболее растущих статей несырьевого экспорта России.
Россия и Индия готовы заключить генеральное рамочное соглашение и межправительственный протокол о выделении российского госкредита на строительство третьей очереди индийской АЭС «Куданкулам» (строительство пятого и шестого энергоблоков). Об этом сегодня сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков. По его словам, подписания запланированы на 1 июня, когда Россию посетит премьер Индии Нарендра Моди. Он напомнил, что «поставлена стратегическая задача по сооружению в Индии в течение 20 лет не менее чем 12 блоков АЭС российского дизайна» (цитата по «Интерфаксу»).
В «Росатоме» дополнительную информацию “Ъ” не предоставили. Россия традиционно предоставляет госкредиты или иное госфинансирование (например, средства ФНБ) для проектов строительства АЭС за рубежом. Но в случае Индии Москва обеспечивает госкредитами не весь объем обязательств: по сути, предоставляется финансирование только на закупку и монтаж оборудования российского производства (например, «ядерный остров»), а строительные работы и возведение вспомогательной инфраструктуры входят в полномочия индийской стороны.
Соглашение о строительстве АЭС «Куданкулам», которая должна снабжать электроэнергией южные штаты Индии, было заключено еще при СССР — в 1988 году. В 2002 году началось строительство первых двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 общей мощностью 2 ГВт, генподрядчиком выступило АО «Атомстройэкспорт» (сейчас НИАЭП-АСЭ «Росатома»), РФ выделяла госкредит для реализации проекта. Запуск первого энергоблока после нескольких отсрочек (исходно был намечен на конец 2011 года) состоялся в августе 2016 года, второй энергоблок запущен в октябре 2016 года. Одной из причин откладывания вводов была негативная реакция местного населения: несколько сотен жителей в 2011 году объявили бессрочную голодовку в знак протеста против АЭС.
Рамочное соглашение о третьем и четвертом энергоблоках АЭС было подписано в апреле 2014 года. Ранее, в июле 2012 года, был подписан протокол об условиях предоставления госкредита Россией для их строительства: Москва должна была предоставить экспортный кредит на $4,2 млрд (стоимость российских работ в проекте), из которых $3,4 млрд — на поставки оборудования, $800 млн — на работы по ядерному топливу. Сроки строительства второй очереди также неоднократно переносились, в частности из-за противоречий между Москвой и Дели. Так, по индийскому законодательству ответственность за ядерный ущерб должна была лечь на поставщика оборудования (в международной практике — на оператора АЭС), что не устраивало «Росатом».
По оценке Натальи Пороховой из АКРА, строительство АЭС и поставка оборудования для них — одна из наиболее растущих статей российского несырьевого экспорта, поскольку после девальвации рубля отечественные поставщики сильно выиграли в ценовой конкуренции. В 2015 году экспорт энергооборудования и ядерного топлива составил $2 млрд (0,6% общего экспорта, в 2016 году, по оценкам АКРА, эта доля должна была вырасти до 0,7%).