Выборам президента пора положить консенсус
Справоросс Михаил Емельянов выступил с революционным предложением
Первый зампред думского комитета по госстроительству Михаил Емельянов считает, что партийные выборы президента провоцируют "сомнения в самих основах общественного устройства", и предложил их отменить. Такое решение подорвало бы легитимность института президента, говорит эксперт. В КПРФ считают, что накануне президентских выборов "каждый пытается показать себя полезным".
Пересмотреть подход к "формам легитимации" института президентства Михаил Емельянов (фракция "Справедливой России") предложил в брошюре "Совместить несовместимое". В ней, в частности, он предлагает "подумать о консенсусном выдвижении президента всеми партиями" или вообще "отказаться от прямых выборов". "Партийные выборы президента провоцируют сомнения в самих основах общественного устройства",— настаивает господин Емельянов. Он считает неуместным каждые шесть лет "ставить под сомнение конституционно закрепленные права и свободы человека" и вопросы суверенитета РФ, гарантом которых выступает по Конституции глава государства. Главу 4 Конституции, в которой указано, что "президент избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права", можно пересматривать без созыва Конституционного собрания. Поправки могут предлагать президент, правительство, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или Госдумы. Господин Емельянов заявил "Ъ", что пока предлагает "подумать о формате" назначения президента: "Такие вещи должны инициироваться по итогам обсуждения и быть результатом консенсуса". Этот вариант не для выборов 2018 года, подчеркивает он.
"Можно считать, что это пробный шар и автор считает, что идея понравится администрации президента",— заявил "Ъ" профессор кафедры конституционного и административного права ВШЭ член президентского совета по правам человека Илья Шаблинский. Он сомневается, что даже при пересмотре Конституции отказ от прямых выборов был бы привлекателен для президента: "Для политика важно получить голоса миллионов людей. Избрание любым другим способом не дает сопоставимого способа легитимации". "Мы видим, что идут раздумья по поводу президентской кампании. Каждый пытается показать себя полезным",— говорит секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний Сергей Обухов.
Этим предложения депутата не ограничиваются. "Для создания сильной оппозиционной партии, конкурентной политической системы, сменяемости партий у власти важным условием является понимание всеми участниками процесса границ политической конкуренции",— говорит депутат. Нынешнее соотношение голосов "Единой России" и других партий в Госдуме "выглядит позорным". Он негодует, что "административный ресурс используется только в пользу партии власти". АП, по его мнению, "должна быть перенацелена на использование всего потенциала партийной системы, а не только одной партии на выборах". Предложение по созданию "сильной оппозиционной партии" возникает не в первый раз. В середине 2006 года об объединении ради создания "актуальной" левой партии заявили тогдашний лидер Российской партии жизни спикер Совета федерации Сергей Миронов и лидер "Родины" Александр Бабаков. По итогам была создана "Справедливая Россия", которую в первое время позиционировали как вторую партию власти. Благодаря этому статусу она смогла привлечь в регионах ряд спонсоров и активистов, не задействованных в "Единой России" и КПРФ. Курировавший в то время внутреннюю политику в Кремле Владислав Сурков говорил, что "Справедливая Россия" займет отведенную ей нишу, но "Единой России" конкуренцию не составит (см. "Ъ" от 8 июня 2007 года). В 2007 году по итогам думской кампании "Справедливая Россия" получила 7,7% голосов.
Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что справоросс выступил с инициативами, поскольку партия "находится в тяжелом положении". Владимир Жириновский, по его словам, говорил, что сокращение числа партий — естественный процесс. "У нас невозможна двухпартийная система при одной администрации президента,— говорит Сергей Обухов.— Эта попытка уже предпринималась десять лет назад, и тогда стало понятно, что начинается раздрай (между представителями элит, которые идут в две "партии власти".— "Ъ")".