Что стоит дом надстроить
Как в Москве реконструируют ветхое жилье
Архитекторы предлагают альтернативу сносу домов в рамках программы реновации — реконструкцию. Тем более, что в Москве такая практика есть. В теме разбиралась Татьяна Гомозова.
Реконструкция жилья в Москве не прекращалась со времен Союза — надстроенных домов в столице десятки, если не сотни. И начав сносить хрущевки, власти несколько раз пытались использовать этот вариант. В 2007 году, например, дом на улице Юных Ленинцев хотели надстроить по берлинскому проекту, но жильцы отказались. Судя по форумам, москвичи вообще неоднозначно относятся к такой возможности и даже подозревают власти в попытке не дать им новые квартиры.
Но несколько проектов было реализовано самими собственниками. Так, дом №32 на улице Мишина в Савеловском районе нарастили с пяти до десяти этажей, квартиры расширили за счет внешнего фасада, балконы превратили в лоджии, здание утеплили и облицевали — получился красивый современный дом. Перестройка обошлась в 30 млн рублей, при участии инвестора. Часть новых квартир выкупили сами жильцы — по 45 тысяч за метр, остальные продали «на сторону». Сейчас двухкомнатная квартира площадью 65 кв. м в этом доме продается за 13,5 млн рублей. В соседней хрущевке 45-метровая двухкомнатная квартира стоит 8 млн, разница — 29 тыс. рублей за метр. Стройка шла без отселения. Правда, со всеми согласованиями процесс занял десять лет.
В Северном Тушине пятиэтажку превратили в девятиэтажку: дом перестроили полностью, поскольку префектура отселяла жильцов на время осмотра здания после взрыва газа. Строение могли признать аварийным, а сделали экспериментальным, рассказал архитектор проекта Алексей Кротов: «Мы на площади двухкомнатной квартиры поместили однокомнатную квартиру. И кухня стала больше вдвое, и прихожие стали больше, и санузлы стали больше. На верхних этажах и четырехкомнатные, и пятикомнатные были. Даже двухуровневые квартиры делали в верхней части. Пристроили лифт, мусоропровод».
Есть и неудачные примеры: дом на проспекте маршала Жукова был надстроен с пяти до семи этажей без расселения. Но жители жаловались на потопы во время стройки, а после — на слабый напор воды на верхних этажах. Застройщик тоже отмечал, что эта схема и неудобна, и невыгодна. И если расселять некуда, то лучше строить новый дом.
Тем не менее, у городских властей в те годы реконструкция вызывала энтузиазм, и под нее было предложено сразу 400 домов. Но конструктивно подходящими признали только 40. В пяти из них собственники уже проголосовали за перестройку; по двум планы одобрены. На бульваре матроса Железняка пятиэтажка будет надстроена до 12 этажей, на Измайловском проспекте — до 10 этажей. В обеих будет подземный этаж.
Еще два десятка домов сами инициировали реконструкцию, но согласование с городом затягивается, сообщил глава ассоциации «Городские землевладельцы» Валерий Чернышов. Надстройка увеличивает нагрузку на прилегающую территорию, но незначительно, подчеркнул он: «У вас добавляется 24 квартиры, но это же не 200 квартир, когда строится, допустим, 20-этажка. Самое главное, в ходе реконструкции вы делаете все аккуратно, деревья сохраняете, жители сами за этим следят. Парковки — это проблема, но это везде проблема. Как правило, в тех домах, где идет реконструкция, территория есть. Просто нужно вкладывать деньги, разделять зону парковок, зону детских площадок — это все нужно с городом согласовывать и делать».
Кроме того, как отмечают архитекторы, при реконструкции целых кварталов под парковку можно отдать нижние или подземные этажи. По оценке участников подобных проектов, реконструкция позволяет экономить до 30% по сравнению со строительством нового дома, а при учете стоимости сноса — до 40%.
Глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев в интервью «Коммерсантъ FM» пообещал, что на месте хрущевок, которые войдут в программу реновации, город построит современные удобные дома выше пяти этажей. Также будет продумана инфраструктура квартала, включая парковки, заверил чиновник.