Дороги есть, но при этом их нет
“Ъ” разбирался, как бюрократия и погода мешают регионам строить автомагистрали
“Ъ” исследовал сложившуюся ситуацию с дорожными стройками в регионах, где Счетная палата (СП) обвинила власти в срыве строительных планов. В субъектах федерации “Ъ” объяснили: во многих случаях дорога была по факту построена, в некоторых местах даже пущено движение автомобилей, но официального разрешения на ввод в эксплуатацию получено не было, а значит на бумаге дороги нет. В ряде случаев выполнить планы дорожникам помешали урезание бюджета и плохая погода.
24 мая 2017 года Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки деятельности Росавтодора в 2016 году, в ходе которой выяснилось: во многих регионах дорожные организации, получив многомиллиардные госсубсидии, строительные планы не выполнили, о чем сообщал “Ъ”. О выявленных нарушениях проинформированы Генпрокуратура и ФСБ. В Росавтодоре нарушения со стороны регионов подтвердили, наложено штрафов на 400 млн. руб., неиспользованные деньги возвращены в бюджет.
“Ъ” запросил официальные комментарии по ситуации у региональных властей, к которым предъявил претензии СП.
В Агентстве по дорожному хозяйству Республики Дагестан “Ъ” пояснили: автодорога протяженностью 4,97 км, указанная в отчетах СП, на самом деле была введена в эксплуатацию, объект был построен даже с опережением графика на пять месяцев. «Материалы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были своевременно представлены в администрацию Дербентского района,— пояснили “Ъ” в агентстве.— Однако разрешение было выдано только в апреле года 2017 года с нарушением сроков, установленных Градкодексом РФ».
В миндортрансе Челябинской области назвали претензии Счетной палаты «недоразумением» (аудиторы заявили, что в регионе не было построено на момент проверки ни одного километра из 15,3 км дорог). В министерстве говорят, что в действительности в 2016 году было построено 15,93 км дорог. «На каждый объект Гостехнадзором было выдано заключение о соответствии построенного объекта, все отчетные документы в соответствие с соглашением были направлены в Росавтодор в декабре 2016-го и январе 2017 года»,— уточнили в министерстве.
В правительстве Рязанской области претензии СП объяснили «бюрократией (там аудиторы выявили 11,4 км дорог, не введенных в эксплуатацию). Запланированные на 2016 год дороги были на самом деле построены, а вот разрешения на их ввод в эксплуатацию в муниципалитетах оформили только в начале 2017 года. «По условиям соглашения с Росавтодором в 2016 году министерство транспорта обеспечило ввод автодорог Рязанской области в эксплуатацию полностью, не обеспечив документального подтверждения»,— рассказал глава областного Минтранса Андрей Савичев. Движение по 11,4 км новых дорог было пущено еще в 2016 году.
В Краснодарском крае ситуация следующая (там СП обнаружила, что вместо плановых 652 км после капремонта и ремонта было введено только 377 км). В региональном минтранспорта и дорожного хозяйства “Ъ” пояснили: в 2016 году между администрацией Краснодарского края и Росавтодором было заключено соглашение о выделении средств на дорожную стройку из федерального бюджета. При этом было определено, что деньги пойдут в том числе на ввод 652 км дорог после ремонта, что было заложено в региональной дорожной госпрограмме. Но позже в программу пришлось вносить изменения, плановый показатель на 2016 год был сокращен до 345 км из-за долга краевого бюджета дорожникам. По факту, если ориентироваться уже на новую программу, то дорог в Краснодарского крае было введено не меньше плана, а наоборот — больше на 32 км, подчеркнули в министерстве.
В Республике Тыва “Ъ” подтвердили: в прошлом году из плановых 6,2 км дорог введено ничего не было, ошибок в отчете СП нет. «Однако в октябре—ноябре 2016 года в связи с резким понижением температуры и выпадением большого количества снега во избежание нарушения качества выполнения строительно-монтажных работ по строительству 18,5 км дорог перенесен на 2017 год, в рамках заключенного с Росавтодором соглашения предусматривалась пролонгация обязательств»,— уточнили “Ъ” в министерстве дорожно-транспортного комплекса Тывы. В ведомстве также сообщили, что завершить строительство запланированных дорог планируется до 10 июня 2017 года.
В пресс-службе Росавтодора “Ъ” подтвердили: причиной замечаний СП в ряде случаев стало «несвоевременное оформление документации указанными регионами и представление ее в Федеральное дорожное агентство». «Счетная палата посчитала, что дороги не построены, на основании того, что документы были поданы не вовремя»,— отметили в Росавтодоре. В Счетной палате РФ на запрос “Ъ” пояснили: окончание строительства или реконструкции в полном объеме должно быть зафиксировано официальным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, таково требование ст. 55 Градкодекса РФ. «Естественно, что Счетная палата не может считать объект готовым к эксплуатации без необходимого документального подтверждения,— поясняют в СП.— Для предоставления субсидии региону Росавтодор заключает соглашение с субъектом РФ. Если ввод объекта предусмотрен в 2016 году и на него выдается субсидия, то и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также должно быть получено в 2016 году. Регионы объясняют, почему документация не была получена, но это не меняет факта невыполнения условий заключенных соглашений».
Тем временем дорожники отмечают и системные проблемы, которые необходимо решать для нормального функционирования дорожной отрасли. «Достижение показателей связано с длительными сроками выкупа земельных участков в связи с необоснованно завышенными собственниками размерами возмещений за изымаемые земельные участки, а также наличием обременений (ограничений, арестов и т. д.) на них. Эти вопросы решаются в судебном порядке»,— рассказали “Ъ” в минтранспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. Глава общественного совета Минтранса Михаил Блинкин говорит, что процесс строительства дорог в регионах достаточно проблемный не только из-за недостатка финансирования. По его словам, уровень недоверия государства к дорожникам настолько высок, что региональные власти вынуждены проводить тендеры даже для рядового, мелкого дорожного ремонта. В результате из-за сложной бюрократии, процесса оформления документов, согласований с ФАС, фактические работы на выделенные в начале года деньги начинаются к первому снегу. «В Канаде, например, муниципалитетам дано право выбирать подрядчиков без конкурсов, когда речь идет о мелких работах, в итоге там все успевают,— пояснил “Ъ” господин Блинкин.— На крупные стройки, развязки, эстакады, конечно, проводятся торги».