«Союзмультфильм» надоил инвестиций
Danone профинансирует съемки новых серий «Простоквашино»
Французская Danone предоставит "Союзмультфильму" 300 млн руб. на съемки продолжения мультфильма "Простоквашино", а также заплатит 200 млн руб. лицензионных платежей на использование его образов. Соглашению компаний предшествовал спор о правах на изображения героев мультфильма при выпуске молочной продукции под брендом "Простоквашино". Для киностудии контракт с Danone стал крупнейшим в ее истории.
Государственный "Союзмультфильм" и французская группа Danone 31 мая заключили соглашение на производство новых серий мультфильма "Простоквашино", сказано в совместном пресс-релизе компаний. Речь идет о 30 сериях, которые должны выйти в 2018-2020 годах. Они будут сняты в смешанной технике, комбинирующей 2D и 3D, длительность каждой серии — 6,5 минуты. Danone полностью профинансирует их производство, получив исключительные права на новые аудиовизуальные произведения и их элементы для маркетинга и рекламы молока и молочной продукции, а также смежных категорий. Права будут действовать на рынках России, стран СНГ, Грузии, Евросоюза, Прибалтики, Китая и Монголии. Срок действия прав — 70 лет, уточнила региональный вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ Danone Марина Балабанова.
Как рассказал "Ъ" источник в "Союзмультфильме", условия договора предполагают, что Danone выплатит киностудии 500 млн руб. в течение четырех лет. Из этой суммы 200 млн руб. группа заплатит за использование персонажей нового "Простоквашино", остальные 300 млн руб. будут выплачиваться траншами по ходу производства мультсериала. Для сравнения, создание полнометражных трехмерных мультфильмов "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" и "Три богатыря и морской царь" (студия "Мельница") стоили 350 млн руб. и 240 млн руб. соответственно (данные Kinodata.pro). Информацию о том, что Danone заплатит "Союзмультфильму" 500 млн руб. в рамках двух контрактов в интервью ТАСС вчера обнародовал также министр культуры Владимир Мединский. В Danone это не подтвердили, но и не опровергли.
Danone — один из крупнейших производителей молочных продуктов в России (выпускает продукцию под брендами "Активиа", Actimel, "Растишка" и пр.). В 2016 году российские продажи группы выросли на 4-5%, превысив 100 млрд руб., говорил ранее экс-гендиректор Danone в России Бернар Дюкро.
Права на использование персонажей "Простоквашино" в дизайне упаковок молочной продукции изначально принадлежали "Юнимилк". Компания получила их в 2002 году от автора книги "Дядя Федор, кот и пес" Эдуарда Успенского и год спустя начала выпуск продукции под брендом "Простоквашино". В 2010 году "Юнимилк" договорилась о слиянии с Danone, в 2016 году французы выкупили доли основателей "Юнимилк", увеличив пакет до 92,5%. Сейчас линейка "Простоквашино" включает молоко, ряженку, йогурт, творог и сметану. "Союзмультфильм", выпустивший по мотивам книги господина Успенского три мультфильма в 1978-1984 годах, настаивал, что Danone не имеет право распоряжаться образами героев "Простоквашино". В студии сочли, что права на отдельные образы принадлежат только ей и могут использоваться лишь после заключения соответствующих лицензионных договоров.
Владимир Мединский, министр культуры РФ, в июне 2016 года
Год назад, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, господин Мединский пообещал Danone "проблемы" за якобы невыплату отчислений "Союзмультфильму" с продукции "Простоквашино". В Danone уверяли, что все права на бренд оформлены надлежащим образом. "Стороны вели переговоры долго, и ситуация стала двигаться, именно когда в спор жестко включился Владимир Мединский",— сказала "Ъ" предправления "Союзмультфильма" Юлиана Слащева. "Мы договорились с "Союзмультфильмом" сосредоточиться на будущем",— подвела итог переговоров с киностудией госпожа Балабанова.
Соглашение с Danone стало крупнейшим контрактом для "Союзмультфильма", отмечает госпожа Слащева: "В год на лицензировании от всей коллекции (мультфильмов.— "Ъ") мы получаем 80-100 млн руб., и такую сумму на одном бренде от одного клиента не получал, кажется, никто в отечественной анимации". Исполнительный директор "Русбренда" Алексей Поповичев считает сумму 500 млн руб. приемлемой для Danone, учитывая, что бренд "Простоквашино" — один из ключевых для компании в России. "Кроме того, новые серии мультфильма так или иначе будут участвовать в продвижении их молочной продукции",— добавляет он. "Это допустимая сумма компенсации, учитывая потенциальные объемы производства Danone и известность персонажей "Союзмультфильма"",— соглашается директор НП "Эдельвейс" (защищал в судах права на бренд "Маша и Медведь") Василий Абрамов.
По данным директора по работе с глобальными компаниями "Nielsen Россия" Марины Лапенковой, "Простоквашино" лидирует в продажах сметаны и гранулированного творога. С апреля 2016 года по март 2017 года на бренд приходилось 18% и 38% в этих категориях в денежном выражении соответственно.