Венесуэла избежала дипломатической изоляции
Члены ОАГ разошлись в оценке кризиса в боливарианской республике
Страны Западного полушария не смогли выработать единый подход к венесуэльскому кризису. На встрече министров иностранных дел стран--членов Организации американских государств (ОАГ) так и не был согласован текст резолюции о путях урегулирования ситуации. Отсутствие консенсуса позволило сторонам конфликта продолжить "игру на обострение". Противники президента Николаса Мадуро анонсировали новые массовые акции, а власти продолжили подготовку выборов в Конституционную ассамблею, созываемую для "реформирования государства". Оппозиция уверена, что эта реформа выльется в превращение Венесуэлы во "вторую Кубу".
На столах участников встречи в Вашингтоне, где находится штаб-квартира ОАГ, были две резолюции. Обе призывали к прекращению насилия в Венесуэле, где с 1 апреля было убито 60 человек и ранено не меньше тысячи. Однако по своему тону эти резолюции серьезно различались. Авторы документа, под которым подписались представители крупнейших стран Западного полушария (в частности, США, Канады, Бразилии, Мексики и Перу), предъявили правительству Венесуэлы ряд жестких требований. Среди них — освобождение политзаключенных, прекращение судов гражданских лиц в военных трибуналах, составление четкого календаря проведения выборов президента и губернаторов под международным контролем, отказ от созыва Конституционной ассамблеи. Этих требований не было в другой резолюции, представленной 14 союзниками Венесуэлы — Никарагуа, Боливией, Эквадором, а также крошечными островными государствами Карибского бассейна, многие из которых продолжают получать от Каракаса экономическую помощь. В результате консенсус из двух третей членов ОАГ (в эту организацию входят 35 государств) найден не был. Участники встречи решили продолжить разговор на генассамблее ОАГ, которая пройдет в мексиканском Канкуне 19-21 июня.
Отсутствие резолюции обрадовало правительство Николаса Мадуро. Как заявила глава МИДа Дельси Родригес, противники венесуэльских властей, "должно быть, глубоко разочарованы тем, что возглавляемый США план по вмешательству в дела Венесуэлы провалился".
Отметим, что на встрече не присутствовал госсекретарь США Рекс Тиллерсон, чей офис находится в нескольких кварталах от штаб-квартиры ОАГ. Вместо него в обсуждении принял участие заместитель главы внешнеполитического ведомства Том Шеннон. Он жестко раскритиковал "антидемократические действия" президента Мадуро, выступив за создание международной контактной группы по урегулированию ситуации в Венесуэле. Господин Шеннон присоединился к требованиям "проведения свободных выборов, сохранения независимости парламента и освобождения всех политзаключенных", а также призвал власти реагировать на гуманитарные нужды народа.
Все эти заявления, однако, на ситуацию в самой Венесуэле никак не повлияли — обе стороны конфликта продолжили "игру на обострение". Оппозиция анонсировала новые демонстрации — в частности, на субботу намечен "Протест голодающих". Власти же вчера завершили прием заявок на участие в качестве кандидатов в выборах в Конституционную ассамблею — орган, который должен будет разработать поправки к основному закону страны. Оппозиционеры уверены, что цель президента Мадуро — лишить рычагов власти парламент, контролируемый противниками чавизма. При этом в разговоре с "Ъ" кубинский оппозиционер и политолог Карлос Альберто Монтанер предположил: новая конституция должна будет закрепить "диктатуру пролетариата" и провозгласить однопартийную власть, которая существует на Кубе.
В среду Верховный суд Венесуэлы признал президента Мадуро полномочным созвать Конституционную ассамблею без проведения референдума. Лидер оппозиции Энрике Каприлес заявил, что "это решение окончательно хоронит демократию в стране". Вместе с тем, по данным господина Монтанера, решение вызвало неоднозначную реакцию и среди чавистов. Представители сильной и сплоченной группы бывших министров и военачальников времен президента Уго Чавеса (1999-2013) помнят, что он также неоднократно предпринимал попытки внести изменения в конституцию, но всегда выносил поправки на всенародное обсуждение. При этом поддержку народа он в результате не получал — что, видимо, и учел Николас Мадуро.