Губернаторы приблизились к железнодорожным путям
Заключено соглашение о строительстве высокоскоростной магистрали Екатеринбург-Челябинск
Главы Свердловской и Челябинской областей и президент ОАО «РЖД» подписали соглашение о строительстве до конца 2022 года высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Екатеринбург—Челябинск стоимостью 165 млрд руб. Предполагается, что расстояние между двумя городами можно будет преодолеть за 1 час 10 минут. Эксперты отмечают, что сроки реализации такого рода проектов, как правило, срываются.
Соглашение о строительстве (ВСМ) Екатеринбург—Челябинск было подписано сегодня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Свои пописи под документом поставили врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев, губернатор Челябинской области Борис Дубровский и президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров. «Мы рассчитываем на куммулятивный эффект, дополнительную возможность привлечения инвестиций и что на этой магистрали будет работать наша железнодорожная техника»,— отметил господин Куйвашев. По мнению глав регионов, проект обеспечит мобильность населения, будет способствовать социально-экономическому развитию всех муниципальных образований, территориально близких к железной дороге, а также росту инвестпривлекательности нескольких крупнейших регионов.
Проект предполагает строительство двухпутной скоростной железнодорожной линии протяженностью 220 км через ключевые станции Екатеринбург, Касли и Челябинск, а также аэропорты Кольцово и Баландино. Он интегрируется с «магистральной» ВСМ Москва—Казань—Екатеринбург—Пекин. Предполагается, что время в пути скоростного поезда между Екатеринбургом и Челябинском составит 1 час 10 минут, а ускоренного регионального поезда – 2 часа 15 минут. Начало эксплуатации магистрали – третий квартал 2022 года. Предварительная стоимость уральской ВСМ — 165 млрд руб., проект планируется реализовать на условиях концессии за счет средств частного инвестора.
Как ранее сообщал «Ъ-Челябинск», в феврале правительство Челябинской области заключило соглашение о сотрудничестве с инвестиционной группой «РВМ Капитал», она выступит инвестором предпроектной подготовки строительства ВСМ. Для этого компания вошла в хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» (УСМ). Специально для вхождения в хозпартнерство группа «РВМ Капитал» создала дочернюю структуру — ООО «РВМ Высокоскоростные магистрали», которое выступило покупателем доли в УСМ, принадлежащей ранее ОАО «Федеральный центр проектного финансирования».
При заявленных параметрах цена дороги составит 750 млн руб. за каждый километр, рассказывает аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «Это вдвое меньше, чем РЖД закладывает на строительство ВСМ Москва-Казань (1,2 трлн на 770 км), но тоже вполне внушительная сумма. При ответственном подходе вполне можно уложиться и в бюджет, и в сроки. Хотя, как мы видим по другим масштабным стройкам, обычно ни то, ни другое не удается»,— отмечает он. По словам эксперта, под концессией в данном случае, вероятно, понимается схема государственно-частного партнерства (ГЧП). «От чистой концессии она отличается тем, что инвесторам гарантируется возврат вложений и определенная норма доходности: если дохода от эксплуатации построенного объекта будет недостаточно, разница будет покрыта за счет региональных бюджетов. Если доход больше — положительная разница делится между инвестором и соответствующими бюджетами. Но даже при таких условиях сложно найти частных инвесторов, обладающих достаточными средствами, поэтому в их роли обычно выступают крупные финансовые учреждения. Таких инвесторов можно лишь формально называть частными»,— считает господин Калачев. Для действительно частного инвестора такие крупные инфраструктурные объекты неподъемны, так как сроки окупаемости по ним составляют от 20 до 30 лет.