Миграции без страха и упрека

Завершился фестиваль театров малых городов России

В Тобольске при поддержке компании СИБУР прошел XV фестиваль театров малых городов — ежегодный форум городских театров России, организованный столичным Театром наций. Из Тобольска — Андрей Пронин.

Фото: Театр наций

Фестиваль театров малых городов России один из самых интересных театральных форумов России: несмотря на соревнование за награды, фестиваль дышит отнюдь не конкурентной интригой, а воздухом полузабытого в наши дни театрального братства. Идея руководителя фестиваля и Театра наций Евгения Миронова, воплотившись в жизнь, позволила коллективам со всей страны приезжать не только ради собственных показов, а на весь срок смотра. Режиссеры и актеры здесь ходят друг к другу на спектакли, слушают лекции, смотрят фильмы о корифеях мировой сцены.

Нынешний фестиваль прошел в Тобольске. А одним из 15 коллективов, участвовавших в конкурсе, стал местный Драматический театр имени Ершова. Спектаклю-вербатиму «Тобольск. Доска почета» в постановке московского актера и педагога Дмитрия Брусникина, может быть, и недоставало внятности режиссерского решения, зато работа с актерами ожидаемо была на высоте. Жюри во главе с многоопытным Авангардом Леонтьевым отметило спектакль специальным призом.

Еще один спецприз уехал в Набережные Челны: его отдали сценографу Елене Сорочайкиной, придумавшей для «Ревизора» в постановке Дениса Хусниярова изобретательную декорацию в виде огромного ветхого комода, облюбованного тараканами. Жюри отметило и актерский ансамбль «Малых денег» лесосибирского театра «Поиск», гиперреалистичной комедии, в финале вдруг оборачивающейся горькой притчей. Спектакль Радиона Букаева в марте с успехом гастролировал в Москве, однако в Тобольске ограничился второстепенной наградой. Призом «Надежда» жюри поощрило коллектив Новороссийского театра. Авангард Леонтьев вручил свой «председательский» приз Виталию Шемякову, заразительно сыгравшему Скапена в нижневартовских «Разборках по-итальянски».

Без наград уехал сильный спектакль «Последние дни» Драматического театра из Минусинска. Якутский режиссер Сергей Потапов поставил пьесу Булгакова о смерти Пушкина как острый, саркастичный фарс с рискованными шутками. Однако роковая дуэль кладет шуткам предел. Смерть поэта здесь даже не национальная трагедия, а форменный апокалипсис, погружающий человечество в непроглядные сумерки. Дерзкий и блестящий режиссерский текст пленил театроведов: «Последним дням» Потапова достался приз Ассоциации театральных критиков России.

Фаворитами жюри стали три спектакля. «Грань» из Новокуйбышевска Самарской области, крошечный студийный театр под руководством Дениса Бокурадзе, редко уезжает с фестиваля без призовых лавров. Новый «Король Лир» Бокурадзе тоже оказался работой виртуозной, хотя дотошное изложение шекспировской фабулы в нем часто заслоняет режиссерское высказывание. Разыгранный в условном пространстве, пересеченном рядами стульев с высокими спинками, в холщовых костюмах, словно с полотна Брейгеля, спектакль получился стильным и мрачным, а главной режиссерской фишкой стало распределение одних и тех же актеров на положительные и отрицательные роли. Особенно убедительно справляются с метаморфозами Юлия Бокурадзе, лавирующая между вкрадчивой мерзавкой Реганой и по-детски беззащитным Шутом, и Сергей Поздняков: подлый Эдмонд со змеиной пластикой в следующей сцене оборачивается прямым и честным Кентом. Именно они и получили премии жюри за лучшую женскую и мужскую роли.

Настоящей сенсацией фестиваля стал «Магазин» Альметьевского татарского театра. Имя его режиссера Эдуарда Шахова в театральной России не особенно известно. Тем удивительнее, что Шахову удалось поставить столь совершенный спектакль, в котором отточенная элегантность формы соседствует с кровоточащей остротой социальной проблематики. Пьеса казахского драматурга Олжаса Жанайдарова, основанная на реальных событиях, рассказывает о современном рабстве. В продуктовом магазине на окраине Москвы, принадлежащем богатой казашке Зияш, трудятся рабы и рабыни — нелегальные мигранты из Казахстана, без денег и документов, они всецело зависят от Зияш, садистски их истязающей. Нечеловеческая жестокость соседствует у владелицы магазина с ханжеской набожностью: она откладывает деньги на строительство мечети. Режиссер Шахов, хореограф Алина Мустафина и две чудесные актрисы, Мадина Гайнуллина (Зияш) и Диляра Ибатуллина (ее рабыня Карлыгаш), сделали из страшной пьесы упоительно красивое зрелище, похожее то на самурайский спарринг, то на бергмановскую психодраму, то на танцтеатр в духе Пины Бауш. Эстетская режиссура приглушает тошнотворный натурализм пьесы: тем более эффектной становится душераздирающая концовка спектакля, бьющая зрителя буквально наотмашь.

«Лондон» молодого режиссера Сергея Чехова (Новокузнецкий драмтеатр), разделивший Гран-при жюри с «Магазином», не так властно манипулирует зрительскими эмоциями. Речь тут тоже о миграциях, впрочем, легальных. Пьеса белоруса Максима Досько про сантехника Гену, впервые выехавшего из своего маленького Ракова в Лондон и тут же ощутившего там острую тоску по родине, прочитана режиссером Чеховым со здоровой иронией. О лондонских мытарствах героя зрителю с комической торжественностью рассказывает Хор — четыре актера на котурнах. Однако сам Гена (почти бессловесная роль Романа Михайлова), обнаженный, словно античный герой, переживает на глазах зрителей тяжелейшую внутреннюю борьбу, панику, доводящую его страдающее тело до дрожи и судорог. Смешная побасенка о сантехнике в Лондоне вырастает в театральное эссе об антропологии модернизации, об инстинктивном страхе разорвать связь с традиционным обществом и принять многообразие мира. Остается порадоваться, что труппы из малых городов так смело мигрируют на территорию актуального современного театра, не испытывая при этом не то что дрожи, но даже никакого дискомфорта.

Вся лента