«Кристоф был бы горд»
Первый арктический газовоз получил имя
В субботу первый арктический газовоз, который будет вывозить газ с Ямала, в присутствии Владимира Путина был официально назван в честь погибшего во Внуково главы французской Total Кристофа де Маржери. С подробностями из порта Бронка — Юрий Барсуков.
«Ваши автобусы оборудованы транспондерами? Они поддерживают связь между собой?»,— строго спрашивал глава газового дивизиона «Совкомфлота» Дмитрий Русанов у водителя. «Только телефонную»,— оправдывался тот, как будто мы находимся не в центре Санкт-Петербурга, а идем в судовом караване по Северному морскому пути. Учитывая вполне полярную погоду, установившуюся в городе, чтобы представить это, не требовалось даже слишком живое воображение. «Понятно»,— коротко ответил господин Русанов. В конце концов, много ли возьмешь с этих сухопутных.
В субботу «Совкомфлот» проводил церемонию имянаречения первого ледового газовоза: его должны были назвать в честь бывшего главы Total Кристофа де Маржери, трагически погибшего во время авиакатастрофы в московском аэропорту Внуково в октябре 2014 года. В санкт-петербургский порт Бронка приехали вдова Кристофа, его брат и дочь, и в присутствии многочисленных бизнесменов, менеджеров Total, НОВАТЭКа, китайской CNPC и корейской верфи DSME, где строилось судно, они ждали, пока прибудет Владимир Путин. Не было сомнений, что он приедет, он в определенном смысле был обязан это сделать, потому что во многом благодаря Кристофу де Маржери состоялся проект «Ямал СПГ», чей газ должно было перевозить судно. Ну а сам Кристоф был одним из тех немногих, кто в европейском бизнесе публично занял пророссийскую позицию в самый сложный момент после введения санкций летом 2014 года. Эту позицию он повторил и на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям за несколько часов до своей гибели.
Предсказуемо длительное ожидание так же предсказуемо затягивалось. Основные акционеры НОВАТЭКа Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко около двух часов оживленно обсуждали что-то с главой Total Патриком Пуянне, иногда им даже не требовалось переводчика. Складывалось впечатление, что участие Total в новом проекте Новатэка на Ямале — дело более чем вероятное, почти решенное. Позднее к ним присоединились глава ВТБ Андрей Костин, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, министры транспорта и экономики Максим Соколов и Максим Орешкин, дирижер Валерий Гергиев.
Наконец гости направились в небольшой павильон, прямо над которым на фоне серого неба возвышался сине-белый многометровый борт газовоза, пришвартованного вплотную к причалу. За несколько минут до публичного выступления Владимир Путин поговорил с вдовой Кристофа де Маржери Бернадет, которая с трудом сдерживала слезы, их лиц не было видно. Само выступление было достаточно сдержанным: президент говорил, что Кристоф де Маржери был большим другом России, что проект «Ямал СПГ» имеет большое значение для европейской и мировой энергетики, и он рассчитывает, что в Арктике появятся новые крупные проекты с участием французских и китайских инвесторов. Владимир Путин — видимо, по привычке, потому что на имянаречении гражданских судов он бывает нечасто — не менее чем трижды назвал «Кристофа де Маржери» кораблем. Я внимательно наблюдал за главой «Совкомфлота» Сергеем Франком — ни единый мускул не дрогнул на его лице.
Патрик Пуянне сказал, что «Кристоф был бы горд» тем прогрессом, который продемонстрировал проект «Ямал СПГ», что этот проект — его наследие, и «теперь это моя ответственность сохранить это наследие». Он добавил, что философия Total, которую исповедовал и Кристоф де Маржери, в том, что «мы инвестируем на десятилетия, и мы остаемся с нашими партнерами и в хорошие, и в плохие времена». Брат Кристофа, Жан Марк де Маржери, говорил о том, что сейчас они впервые приехали в Россию с момента его гибели, и что этот танкер символизирует «лидерство Total, лидерство Франции, дружбу с Россией, а также любовь к морю». Кристоф де Маржери родился и вырос в Марей-сюр-ля- Диссе в западной Франции, неподалеку от Бискайского залива.
Затем традиционная бутылка шампанского посредством хитроумного устройства и не без участия Валентины Матвиенко разбилась о борт из толстой холодостойкой стали. Гости отправились осматривать газовоз, который уже в воскресенье, вероятно, уйдет в бельгийский Зеебрюгге, где загрузится СПГ в рамках спотового контракта. Сергей Франк поднял тост за Кристофа де Маржери, в котором сказал, что теперь это имя еще минимум полвека будет жить в радиоэфире судов, портов и терминалов. Настоящая работа для судна начнется, по данным “Ъ”, в октябре, когда первый груз ямальского газа может отправиться покупателю — им, конечно же, станет Total.