Правила игры
уточняет заместитель главного редактора Дмитрий Бутрин
Хорошим тоном в последние годы является заявление, что на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме опять нет новостей, без уточнения, каких именно новостей от него ждут,— да каких угодно. На деле к ПМЭФ-2017 это впервые всерьез применимо: ранее "под форум" российские регуляторы оставляли некоторое число важных объявлений, в теории способных немного изменить или отраслевой, или общеэкономический инвестклимат, теперь этой практики нет.
Основной задачей ПМЭФ остаются коммуникации с потенциальными иноинвесторами. Например, поэтому "Росконгресс", федеральный оператор форума, сделал центром своей собственной программы на ПМЭФ соглашение с Палатой экономики Австрии, весьма важной для финансовой системы России юрисдикции, а на полях форума подписал еще более десяти соглашений о сотрудничестве с партнерами в других юрисдикциях, от Финляндии до Австралии. Полномасштабное присутствие на ПМЭФ госделегаций Индии и Японии в качестве "новости дня" вряд ли годится, как и первый за последние четыре года визит в Санкт-Петербург правительственной делегации США. Единственной новостью ПМЭФ в этом плане можно считать разве что предложение Владимира Путина о продлении возможных льгот по налогу на прибыль с 10 до 20 лет, это на практике делает ее вечной.
Разочарование от отсутствия больших новостей тем более велико, что сейчас, кажется, как раз время для такого рода объявлений. Как минимум Минэкономики и ЦСР имеют два закрытых плана стимулирования роста ВВП, часть которых должна войти в президентскую предвыборную программу, и ожидания на 1-3 июня в основном заключались в предъявлении идей тех самых структурных реформ, которые должны все перевернуть для России. Но на практике "структурные реформы", к которым экономисты призывают РФ,— это всегда довольно скучно, часто довольно сложно и в любом случае не может выглядеть сенсацией. На ПМЭФ между тем впервые появилась подробная информация по структурной реформе такого рода как раз из потенциального "плана Путина". Министр экономики Максим Орешкин раскрыл подробности плана расширения в экономике "проектного финансирования", предполагающего правовой механизм выделения в кредитных синдикатах траншей разных групп риска (аналогично используемых в секьюритизации), близкую к этой технологии идею "инфраструктурной ипотеки" и новую роль ВЭБа в привлечении внутренних инвестиций, напоминающую роль РФПИ в привлечении инвестиций внешних, и роль ЕБРР в Европе (см. стр. 13). Это может быть незрелищно, но это важно.
Боюсь ошибиться, но отсутствие на форуме сенсаций может говорить о том, что все сдвинулось в чуть более правильную сторону. Реформ с политическим звучанием структурные, разумеется, не заменят. Но в любом случае перемены в более быстро развивающейся экономике всегда будут больше идти на благо населению и бизнесу, чем яркие планы в деградирующей.