Прибавление ума не за горами

общество

ПМЭФ-2017 оказался рекордным по числу сессий, посвященных новым технологиям и их влиянию на конкурентоспособность. Международные эксперты указали на то, что рост за счет традиционных технологий вскоре будет исчерпан, новые же условия конкуренции окажутся принципиально иными и будут основаны в первую очередь на применении искусственного интеллекта и исследованиях мозга.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Перспективы масштабных изменений на глобальном уровне обсуждали эксперты сессии Сбербанка: профессора Стэнфордского университета Михал Косински, Ману Пракаш и Илья Стребулаев, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти в регионе EMEA Google Никлас Лундблад и заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук и лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская.

Профессор финансов Илья Стребулаев предупредил собравшихся, что следующие 10-15 лет будут критичны для технологически отстающих стран — это будет время "газелей", быстрорастущих компаний, полагает он: "И если вы не занимаетесь инновациями, то они придут к вам и съедят вас на завтрак". Для такого быстрого роста, по словам профессора, нужны венчурный капитал и критическая масса предпринимателей: "Имитаторы часто не вдумываются, почему долина стала успешной. В России рассчитывали, что если переместить лаборатории, привезти ученых, то успех гарантирован, но важна трансформация не только в науке, так как большинство технологических компаний создаются не учеными, а предпринимателями".

Михал Косински, занимающийся исследованиями в области больших данных, искусственного интеллекта и психологии, также поспешил предупредить, что возможности роста за счет улучшения традиционных технологий практически исчерпаны. "Как в случае с автомобильными двигателями, они уже, вероятно, настолько хороши, насколько это возможно, но когда технология больше не может обеспечить экспоненциальный рост, то конкуренция переключается на другой параметр — это действует как в биологии, так и в экономике",— отметил эксперт.

Есть лимит и у развития мозга: он уже потребляет 40% всей энергии и вряд ли станет больше, значит, конкуренция переключится на усиливающие мозг технологии, ожидает Михал Косински. "Искусственный интеллект уже лучше способен предсказать поведение человека даже на основе базовых цифровых следов, как лайки в Facebook, чем психологи или близкие этого человека, что открывает огромные возможности для влияния на выбор",— ожидает профессор.

Татьяна Черниговская не согласилась с тем, что поведение людей стало предсказуемым, а искусственный интеллект может конкурировать с мозгом. По ее словам, понимание того, как работает мозг, может в корне изменить и экономику, и коммуникацию, образование, но пока познания в этой сфере по-прежнему крайне ограниченны, искусственный интеллект же "заменяет сенсорные системы, но по-прежнему нужен мозг, который будет ставить вопрос".

В Google, в свою очередь, отмечают, что обучение становится все более трудным, так как объем информации растет. А чем дешевле доступ к информации, тем дороже внимание, чем сложнее системы, которые нужно понять, тем меньше желающих в них действительно разбираться, обобщил Никлас Лундблад. По мнению Татьяны Черниговской, "не надо запоминать, достаточно понимать", поэтому образование может перейти к обучению метанавыкам: как учиться, как держать внимание и память". Но несмотря на доступность информации, доступ к научным исследованиям по-прежнему ограничен и крайне важна его демократизация, отметил профессор Ману Пранаш, занимающийся биоинженерией. По его словам, все большее число стартапов отходят от парадигмы, когда можно рассчитывать на все необходимые ресурсы, и стараются найти недорогие решения, учитывающие текущие ограничения, будь то нехватка финансирования или инфраструктуры.

Татьяна Едовина

Вся лента