«Серые» коллекторы растворяются в тени
В реестре ФСПП на Южном Урале не зарегистрировалась ни одна профильная компания
В Челябинской области с начала действия федерального закона «О коллекторах» официально не зарегистрирована ни одна коллекторская компания. При этом количество «серых» организаций в регионе, по данным экспертов, может исчисляться десятками. Однако большей проблемой, по мнению общественников, являются службы взыскания микрофинансовых организаций: на них приходится 80% всех жалоб на действия коллекторов. В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств считают, что большая часть нелегальных компаний благодаря новому закону прекратила работу, оставшихся никто не знает, и уже скоро зарегистрированные компании окончательно вытеснят «серых».
В Челябинской области с начала действия федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» (вступил в силу 1 января 2017 года) официально не зарегистрировано ни одной коллекторской компании. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), на сегодняшний день официально в реестре федеральной службы судебных приставов в целом по стране состоят 122 компании, из них девять агентств в Уральском федеральном округе (семь — в Свердловской области, два — в Ханты-Мансийском автономном округе). «При этом следует помнить, что географическая привязка не имеет существенного значения — любая компания, состоящая в реестре, может работать по всей территории РФ», — поясняет вице-президент НАПКА Александр Морозов. Не вступившие в реестр компании — это уже серый рынок, об их наличии и количестве в Челябинской области в ассоциации ничего не знают.
Согласно новому закону, организации, занимающиеся коллекторской деятельностью, должны были легализоваться до 1 января 2017 года. Те, кто не успел этого сделать, обязаны приостановить работу. Нарушение закона чревато штрафом от 1 до 2 млн руб. По данным НАПКА, в установленный срок в реестре успели зарегистрироваться лишь 10 агентств, пик регистраций пришелся на январь-февраль 2017 года. Представители ассоциации отмечают, что практически все игроки рынка, кто хотел играть по новым правилам, уже состоят в реестре.
«Теневой рынок был до закона и остается сейчас. Но, надеюсь, он будет сокращаться, поскольку официальные коллекторские агентства заинтересованы в этом, им невыгодно существование такого рынка. Компаний, занимающихся взысканием задолженности и не включенных в реестр в Челябинской области, достаточно много, их количество исчисляется десятками», — говорит руководитель социального проекта «Стоп! Коллектор» Вячеслав Курилин. По его словам, южноуральцы нечасто жалуются собственно на коллекторские компании — 80% обращений касаются микрофинансовых организаций. Однако в целом с появлением федерального закона количество обращений резко сократилось. По словам господина Курилина, если до 2017 года общественникам ежемесячно поступало порядка 100 жалоб, то в январе–феврале было всего по три десятка. При этом формы воздействия на должников стали «менее жуткими»: если раньше нередки были случаи физического воздействия, то сейчас люди, в основном, жалуются на большое количество звонков и угрозы по телефону. При этом эксперт отмечает «эффект возвращения»: «В мае к нам поступило порядка 60–70 обращений. Возможно, это связано с тем, что коллекторы в начале года действительно снизили давление на должников и, в каком-то смысле, проверяли реакцию правоохранительных органов — насколько она будет оперативной», — говорит господин Курилин.
Отметим, с 1 января полномочия по регулированию коллекторской деятельности были переданы в службу судебных приставов. Ведущий специалист-эксперт пресс-службы управления федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Ирина Кузнецова подчеркнула, что ведомство занимается лишь официально зарегистрированными коллекторскими компаниями и кредитными организациями. С начала года возбуждены три административных дела по ч.1 ст.14.57 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»), дела направлены для рассмотрения в суд. Информацию по «серым» организациям приставы передают полицейским; по словам представителя УФССП, в этом году был как минимум один такой материал. В пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области не смогли оперативно предоставить комментарий по ситуации в сфере коллекторской деятельности.
Представители НАПКА подчеркивают, что с принятием закона теневой рынок существенно сократился, а в ближайшее время перестанет существовать. «Ни один крупный банк не работает сейчас с коллекторскими агентствами, которые не включены в реестр. С „серыми” игроками могут сотрудничать только очень мелкие компании или физические лица. До принятия закона их было около 500–600, после многие прекратили свою деятельность, они поняли, что игра не стоит свеч. „Серые” игроки безусловно еще остались, но мы их не знаем, а их количество не поддается оценке. Но уже 90–95% объемов всех долгов приходится на „белых” коллекторов», — прокомментировали в НАПКА.