Золотое стечение
«Ренова» может запустить консолидацию активов вокруг Petropavlovsk
Как стало известно „Ъ“, в России может появиться новый крупный золотодобытчик, способный занять второе место на рынке. Речь идет об объединении Petropavlovsk с «Золотом Камчатки» Виктора Вексельберга с возможной последующей консолидацией с Highland Gold Романа Абрамовича или GV Gold. Помешать планам могут большие долги Petropavlovsk, сложности в структурировании сделки и управлении объединенной компанией.
Группа «Ренова» Виктора Вексельберга будет добиваться контроля в золотодобывающей Petropavlovsk, где уже стала крупнейшим акционером (22,34% акций и 6,88% голосов в конвертируемых облигациях), рассказали источники „Ъ“. Сейчас «Ренова», контролирующая вместе с дружественными фондами Sothic Capital Management и M&G Debt Opportunities (входит в Prudential) около 40% Petropavlovsk, требует смены совета директоров компании. Собеседники „Ъ“ говорят, что в случае победы на собрании акционеров в июне следующим шагом может стать объединение «Золота Камчатки» «Реновы» с Petropavlovsk. Более того, ряд источников „Ъ“ утверждает о предварительных переговорах по слиянию консолидированной компании с Highland Gold (крупнейший акционер Роман Абрамович) и GV Gold, подконтрольной владельцам Ланта-банка во главе с Сергеем Докучаевым.
Контроль в Petropavlovsk (капитализация на LSE на 2 июня — около $340 млн) и ее слияние с собственными активами «Ренове» нужны как для защиты инвестиций на фоне разногласий с основателями золотодобытчика Петером Хамбро и Павлом Масловским (свыше 9% акций), так и для увеличения ликвидности «Золота Камчатки», объясняют собеседники „Ъ“. Но для реализации планов нужна поддержка миноритариев Petropavlovsk, ведь сама «Ренова» голосовать не сможет, уточняет один из источников „Ъ“. Другой собеседник слышал, что камчатская компания может быть оценена для сделки в $500 млн.
В рамках потенциального объединения с Highland Gold (на LSE в пятницу стоила около $635 млн) ключевым аспектом может стать достройка Petropavlovsk к 2019 году автоклава (POX) для упорных руд — они есть у обеих компаний, в частности у Highland Gold это Тасеевское месторождение в Забайкалье (ресурсы — 5 млн унций золота с содержанием 5,1 г на тонну).
Для владельцев GV Gold аргументом может стать наличие у Petropavlovsk листинга. У самой GV Gold его до сих пор нет, хотя компания неоднократно рассматривала перспективы IPO и на этом настаивает американская Blackrock (17,99%), у которой есть определенные требования к ликвидности бумаг в портфеле, объясняют источники „Ъ“. Возглавивший в апреле GV Gold Герман Пихоя (входил в 2013–2017 годах в совет директоров «Золота Камчатки») говорил Reuters, что «компании с капитализацией до $1 млрд могут стать очень интересными двигателями консолидации», но GV Gold в любом случае хочет и сама подготовиться для IPO к весне 2018 года.
В России 518 золотодобытчиков, шесть из них добыли в 2016 году около 140 тонн из общего объема (261 тонна), а на долю 35 крупнейших приходится 78% добычи, потенциал для консолидации есть, говорит глава Союза золотопромышленников Сергей Кашуба. Слияние Petropavlovsk (в 2016 году добыла 12,95 тонн золота) с «Золотом Камчатки» (5,1 тонны) и Highland Gold (7 тонн) позволит объединенной компании с добычей около 25 тонн соревноваться за второе место в России с Polymetal (24,77 тонн). При слиянии с GV Gold вместо Highland компания с 18,4 тонн в год займет четвертое место вслед за российскими активами Kinross (20,7 тонн).
Два собеседника „Ъ“считают наиболее вероятным слияние с Highland Gold, указывая, что «Ренова» предлагает в новый совет Petropavlovsk партнера юрфирмы Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom Брюса Бака, специалиста по M&A, который консультировал Романа Абрамовича по сделкам «Сибнефти», Evraz и при покупке ФК «Челси», совет директоров которого он возглавляет. Skadden консультировала и консорциум Alfa-Access-Renova при продаже 50% в ТНК-BP «Роснефти».
В самих компаниях от официальных комментариев отказались, в Highland Gold назвали информацию «рыночными спекуляциями». Источники „Ъ“, близкие к Highland Gold, GV Gold и их акционерам, говорят, что «были разные предложения», но детальных переговоров нет. Пока у Petropavlovsk не запустится POX, все разговоры о слияниях останутся спекуляциями, считают собеседники „Ъ“. Источник „Ъ“, близкий к «Ренове», и вовсе утверждает, что ей «не нужны другие активы, ни с кем и ни о чем там не разговаривают». Однако еще в 2016 году заявлялось о возможной трехсторонней сделке с участием Petropavlovsk, «Амур Золота» Мусы Бажаева и «Золота Камчатки», но она развалилась. Источники „Ъ“ этой весной называли вероятным поглощение «Реновой» Petropavlovsk.
В то же время участники рынка отмечают, что, кроме сложностей в структурировании на уровне акционеров, встанет вопрос о гендиректоре, который мог бы «рулить махиной с географией активов во всю страну». Олег Петропавловский из БКС добавляет, что у Petropavlovsk большой долг (на конец 2016 года — $598,6 млн, или 3 EBITDA), ей нужны деньги на достройку POX и не менее года с момента запуска, чтобы выйти на проектную мощность, поэтому перспективы масштабного слияния для компаний даже на горизонте двух-трех лет выглядят «крайне неоднозначными».