Предварительный эскиз проверки
На бывшее руководство «РВ-Пермь» подано заявление в полицию
Потенциальный инвестор строительства нового железнодорожного вокзала Пермь II компания «Трансстройм» и краевое АО «РВ-Пермь» до 30 июня должны представить правительству региона и администрации Перми эскизный проект. Параллельно с работой над проектом нового транспортно-пересадочного узла «РВ-Пермь» направило заявление в органы внутренних дел о проведении проверки в отношении бывших руководителей этого АО, чьи действия повлекли ущерб для общества и бюджета Пермского края. Нарушения были выявлены ранее Контрольно-счетной палатой.
Сегодня краевой минтранс отчитался перед депутатами комитета по развитию инфраструктуры о реализации проекта по строительству транспортно-пересадочного узла Пермь II (ТПУ) и об устранении замечаний Контрольно-счетной палаты. Глава минтранса Николай Уханов напомнил, что в конце прошлого года было подписано соглашение между ОАО «РЖД» и правительством Пермского края о совместном проекте строительства ТПУ. В феврале потенциальный инвестор «Трансстройм» представил концепцию создания ТПУ. С марта по июнь проведена совместная работа по увязке концепций и планов по развитию микрорайонов Парковый и ДКЖ, а также по увязке с генпланом Перми, в том числе с намерением строительства перехода с ул. Строителей через площадь Гайдара на ул. Стахановскую. По словам господина Уханова, в работе участвовали краевое минимущества, минтранс, представители инвестора, собственник ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев, глава Свердловской железной дороги Алексей Миронов, замначальника дирекции железнодорожных вокзалов Константин Апрелев и глава Перми Дмитрий Самойлов. В итоге подготовлено техническое задание. «На мой взгляд, оно принципиально отличается от концепции, которая была», — добавил Николай Уханов. АО «РВ-Пермь» и «Трансстройм» до 30 июня должны представить эскизный проект застройки привокзальной площади на Перми II на согласование правительством края и городской администрацией. Глава минтранса уточнил, что первый этап проектирования планируется завершить в четвертом квартале года.
Николай Уханов также рассказал о ситуации с земельными участками под проект ТПУ. Для реализации проекта требуется 23 га. Из них 7,2 га (три участка) находятся в субаренде у «РВ-Пермь» по договору с РЖД. По участку Товарного двора (13 га) завершены межевые кадастровые работы. Со стороны РЖД подготовлен и подписан договор аренды этой территории. Он направлен в теруправление Росимущества. Планируется, что управление подпишет его в июле, после чего РЖД передаст Товарный двор в субаренду «РВ-Пермь».
Глава минтранса остановился на замечаниях, сделанных ранее Контрольно-счетной палатой. В феврале КСП представила результаты проверки АО «РВ-Пермь». Аудиторы обнаружили нарушения в деятельности общества, созданного правительством региона и РЖД для строительства нового ж/д вокзала. В ходе проверки установлено, что краевой минтранс не реализовывал от имени региона права акционера общества, не следил за достижением целей соглашения, а «РВ-Пермь» не занималось своей основной деятельностью, и не могло ей заниматься: штат работников общества состоял из гендиректора и секретаря, работавшей на полставки. По данным КСП, в распоряжении «РВ-Пермь» находилось 171,6 млн руб., 150 млн из которых составляли средства бюджета края и 21,5 млн — проценты от размещения денег на депозитах. На 1 октября 2016 года остаток составил 111,3 млн руб., а дебиторская задолженность ОАО насчитывала 41,4 млн руб. Еще одной претензией со стороны КСП стало отвлечение 97,4 млн руб. на длительный период на авансирование двух неисполненных договоров, в частности, на разработку проектно-сметной документации нового ТПУ. КСП также раскритиковала приобретение пятнадцати объектов недвижимости на земельном участке Товарного двора по договору с ОАО «РЖД». «РВ-Пермь» перечислило железнодорожникам 50 млн руб. В итоге договор был расторгнут, средства возвращены, но год они находились в распоряжении РЖД.
Николай Уханов пояснил, что минтранс провел мероприятия для устранения выявленных КСП нарушений. Он еще раз отметил, что вопросы по земельным участкам решены, и «есть перспектива закрепления участков Товарного двора за акционерным обществом». Кроме того, 30 мая АО «РВ-Пермь» направило заявление в органы внутренних дел о проведении проверки в отношении бывших руководителей этого АО, чьи действия, как отметил глава минтранса, повлекли ущерб для общества и бюджета края. Копии заявления направлены губернатору и в прокуратуру.
По словам господина Уханова, минтранс как акционер усилил меры контроля деятельности АО. На 30 июня назначено годовое собрание акционеров, будет утвержден аудитор и проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год. На этом же собрании будет рассмотрен вопрос о выплате дивидендов в бюджет Пермского края. Планируется перечислить в казну не менее 35% чистой прибыли АО.
Депутат Александр Шицын поинтересовался, завершена ли допэмиссия, которая должна была состояться в мае. «Допэмиссия выпускалась в объеме 150 млн руб., была закрытой, для потенциального акционера. На сегодня акции по допэмиссии не выкуплены. Планируем еще раз провести эти процедуры», — сообщил Николай Уханов. Он отметил, что край сегодня по-прежнему является основным акционером АО.
Председатель комитета Виктор Плюснин обратил внимание на информацию о выплате дивидендов: «А что, есть прибыль? Это удивительно». По словам Николая Уханова, средства, выделенные регионом, не востребованы и лежат на депозитах. «Само акционерное общество ничего не зарабатывает. Но проценты со средств все равно идут», — уточнил он.
Депутаты также попросили обозначить перспективы финансирования проекта нового вокзала. «Объект дорогой, реализовать его целиком за счет внебюджетных средств невозможно. Надо искать финансовую модель с участием бюджета, некое ГЧП», — добавил министр, оценив общий объем затрат в 7–8 млрд руб., необходимые для нового железнодорожного и автовокзала, которые образуют единый интермодальный центр, а также на сопутствующие элементы в виде сервиса и стоянок.