Курды взялись за Ракку
Союзники США начинают штурм столицы "Исламского государства"
Курдские отряды из коалиции "Силы демократической Сирии" (СДС) начали штурм Ракки — столицы "Исламского государства". Хотя формально отряды СДС считаются "арабско-курдскими", на деле именно курды играют в них ключевую роль. И это обстоятельство, уже спровоцировавшее конфликт между Вашингтоном и Анкарой, грозит еще большими проблемами в будущем, когда придется определять, в чью зону ответственности отойдет отбитый у исламистов город. Впрочем, до этого еще далеко — штурм только начался и, как показывает опыт аналогичных операций в Сирии и Ираке, может затянуться на многие месяцы.
"Предстоит жестокая битва"
О начале наступательной операции против столицы самопровозглашенного халифата объявил официальный представитель "Сил демократической Сирии" Талал Сило. По его словам, отряды СДС планируют штурмовать город с трех направлений — с востока, севера и запада — при поддержке американской авиации. Основной удар вчера был нанесен с юго-востока, штурмующие заявляют, что начали освобождение городского квартала аль-Мишлаб.
"За Ракку предстоит жестокая битва",— признает господин Сило, так как боевики "Исламского государства" (ИГ; организация запрещена в России) будут отчаянно защищать свою столицу. Командующий международной антитеррористической операцией в Сирии и Ираке американский генерал Стивен Таунсенд назвал сражение за Ракку "решающим ударом по ИГ", также предположив, что битва будет "долгой и сложной".
Турецкий фактор
Впрочем, участников и организаторов штурма ждут не только чисто военные, но и политические трудности, которые грозят оказаться еще более серьезными. Главная из них — раскол в антитеррористическом лагере именно по вопросу Ракки — ее взятия и будущего статуса. Тот факт, что США доверили штурм города именно курдам, вызвал возмущение Турции. Ее президент Реджеп Тайип Эрдоган считает сирийских курдов союзниками Рабочей партии Курдистана, которую Анкара объявила "террористической группировкой".
Любое усиление позиций курдов в Сирии, а уж тем более захват ими такого ключевого центра, как Ракка, турецкие власти считают угрозой своим жизненно важным интересам. Кроме того, в Анкаре заявляют, что до войны большинство населения города составляли арабы-сунниты, поэтому отдавать его под контроль курдов нет оснований.
Турция предлагала США свое участие в штурме Ракки, однако эти планы так и не были реализованы. Не в последнюю очередь по той причине, что турецкие войска, наступавшие на ИГ на территории Сирии, уперлись в зону, контролируемую курдами. Дальнейшее продвижение в сторону Ракки грозило привести к прямому вооруженному столкновению с союзниками Вашингтона.
"В том, что касается освобождения Ракки, турки категорически не хотят, чтобы пальма первенства досталась курдам. Кому угодно, только не им,— говорит "Ъ" эксперт "Валдайского клуба", бывший дипломат и экс-сотрудник управления разведки генштаба Израиля Цви Маген.— Поэтому мы и наблюдаем перетягивание каната. И это вредит делу — в идеале Ракку надо было бы брать скоординированным ударом с разных сторон. Но пока это невозможно".
Еще один ключевой участник сирийского конфликта, выступающий против штурма Ракки силами СДС,— власти в Дамаске. Впрочем, со стороны правительства Башара Асада возражения и протесты звучат не так громко, как из Анкары. В Дамаске осознают, что сегодня сирийская армия не готова самостоятельно провести штурм столицы "Исламского государства". Ее силы на этом направлении явно недостаточны для взятия города, а к тому же скованы противостоянием с ИГ на других фронтах — в первую очередь в Дейр-эз-Зоре и на подступах к Пальмире.
"Проблемы с мотивацией"
Что касается курдов, начавших штурм столицы халифата, то их главной проблемой грозит стать нехватка живой силы. Как показала битва за Мосул, который иракские правительственные войска не могут взять с октября прошлого года, неся тяжелые потери, боевики ИГ в совершенстве освоили тактику военных действий в городских условиях. При этом иракская армия и другие привлеченные для штурма отряды имеют подавляющее численное превосходство над защитниками города. Людские ресурсы сирийских курдов, наступающих на Ракку, гораздо более скромные. И компенсировать нехватку живой силы едва ли сможет даже массированная авиационная поддержка со стороны США.
До войны и до взятия города "Исламским государством" население Ракки составляло более 200 тыс. человек. По данным возглавляемой США антитеррористической коалиции, "столицу халифата" сегодня обороняют от 3 тыс. до 4 тыс. боевиков ИГ.
Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов предположил в беседе с "Ъ", что у бойцов курдских отрядов могут возникнуть "проблемы с мотивацией". По словам собеседника "Ъ", они "просто не готовы к кровопролитной битве за Ракку, так как не считают этот город своим". Похожую точку зрения выразил и руководитель кафедры международных отношений Ближневосточного технического университета Турции Хюсейн Багджи. "Не думаю, что курды смогут сохранить эту территорию под своим контролем,— сказал он "Ъ".— В конечном счете диалог пойдет уже между США и Россией — именно им предстоит решить, кто будет контролировать этот район Сирии".