Президента РАН изберут прямым и тайным согласованием
Новые правила выборов главы Академии внесены в Госдуму
Ситуация неопределенности, в которой последние три месяца находилась Российская академия наук, наконец завершилась. Во вторник группа депутатов от «Единой России» внесла в Госдуму законопроект с новыми правилами выборов президента РАН. В процедуре появился государственный фильтр: окончательный выбор нужно будет сделать между тремя кандидатами, «согласованными» с правительством РФ. Документ не поясняет, как должно проходить «согласование» — авторы законопроекта пояснили “Ъ”, что этот процесс «имеет многовековую историю и не требует законодательного регулирования».
Поправки к закону «О Российской академии наук», устанавливающие новую процедуру выборов главы РАН, внесли во вторник депутаты от «Единой России» во главе с председателем комитета по образованию и науке Вячеславом Никоновым. «Схема мне представляется весьма продуманной, работающей,— сказал он.— Естественно, есть вопросы, связанные с деталями этой процедуры».
Напомним, выборы президента академии должны были пройти в марте 2017 года, фаворитом считался выдвинувшийся на второй срок Владимир Фортов. Однако накануне голосования все три кандидата неожиданно взяли самоотвод, поэтому выборы перенесли на осень. Позже источник в правительстве заявил “Ъ”, что у части академиков и у руководства страны возникли претензии к прозрачности процедуры выборов (см. “Ъ” от 23 марта). Влиятельный академический «Клуб 1 июля» назвал решение о переносе посягательством на принцип самоуправления.
И. о. президента РАН стал академик Валерий Козлов, который вместе с коллегами и профильными депутатами занялся разработкой изменений процедуры. Первоначально академики опасались, что итогом станет положение о прямом назначении главы РАН президентом РФ, однако на прошлой неделе Владимир Путин исключил такую возможность. Тем не менее депутатский законопроект сужает ученым возможность выбора.
Сейчас кандидатов в президенты РАН выдвигают отделения академии, голосование происходит на общем собрании, причем победитель должен набрать минимум 2/3 голосов. Депутаты добавили в эту схему правительственный фильтр: список кандидатов направляется «на согласование» в правительство РФ. Там отбирают трех кандидатов, из которых академики смогут выбрать президента РАН — теперь ему достаточно получить более 50% голосов.
Выборы считаются не состоявшимися в трех случаях: если ни один из кандидатов не был согласован с правительством, если никто не получил более половины голосов, либо если все кандидаты сняли свои кандидатуры. Тогда президент РФ назначает и. о. главы РАН, который займется подготовкой новых выборов.
«Правительство финансирует данную структуру и должно иметь гарантию того, что глава будет следить за выполнением поставленных задач и правильно распоряжаться средствами»,— сказал “Ъ” один из авторов законопроекта депутат Геннадий Онищенко. По его мнению, власти страны пошли академикам навстречу, поскольку имели право перейти к прямому назначению «руководителя организации». При этом Геннадий Онищенко не считает проблемой отсутствие для «согласования» четких критериев. «Согласование в правительстве имеет многовековую историю и не требует законодательного регулирования,— сказал депутат.— Думаю, там будут оценивать опыт административной работы, учитывать состояние здоровья кандидата. Посмотрят, есть ли у него в анамнезе неуживчивость. Ведь у великолепных ученых, как правило, сложный характер. Оценят, сможет ли он совладать со строптивой и плохо управляемой аудиторией».
Член-корреспондент РАН, участник «Клуба 1 июля» Аскольд Иванчик положительно оценивает в новом законе только предложение избирать руководство академии простым большинством: «Это снимает опасения, что набрать две трети голосов не удастся никому и выборы не состоятся». А вот норма о согласовании кандидатов с правительством «вызывает большое беспокойство, поскольку резко ограничивает самоуправление академии». Господин Иванчик указывает, что такое согласование существовало и раньше, «но оно было неформальным, а теперь формализовано».
Наибольшую тревогу вызывает у ученого положение о согласовании с правительством максимум трех кандидатов. «Уже выдвинуто пять кандидатов, возможно, появятся еще один или два,— говорит Аскольд Иванчик.— Таким образом, по меньшей мере половина из них произвольно не будет допущена правительством к выборам». Он указывает, что законопроект не запрещает правительству согласовать вообще лишь одного кандидата. «Если же академики паче чаяния за него не проголосовали, то назначается и. о. президента на вкус власти,— говорит ученый.— Эти поправки превращают выборы в фикцию и заменяют их фактическим назначением. Правительство может провести любого нужного кандидата, а его конкурента просто не допустить до выборов».
Гендиректор НПК «Механобр-техника» Леонид Вайсберг, один из лидеров группы академиков, поддерживавших в марте перенос выборов, не видит проблемы в правительственном согласовании кандидатов. «Возможно, человек занят в каком-то важном для страны научном проекте, и правительство не захочет, чтобы он отвлекался на административную работу»,— предполагает он. А вот ограничение числа кандидатов ему «пока непонятно». «Эта идея ранее не звучала, ее надо обсудить внутри академии,— говорит господин Вайсберг.— Возможно, при рассмотрении закона это ограничение исчезнет».