Египет перебирает пшеницу
Экспорт российского зерна в эту страну вновь под угрозой
Власти Египта могут вновь ввести требование по нулевому содержанию спорыньи в импортируемой пшенице с 13 июня. Решение означает полную остановку поставок как минимум на несколько недель, что негативно скажется на российском экспорте и ценах на пшеницу. Под угрозой оказалось и исполнение уже заключенных с российскими экспортерами контрактов на общую сумму $37 млн.
Египет может вновь ввести требование по нулевому содержанию спорыньи в импортируемой пшенице, сообщило в среду агентство Reuters. Решение принял суд республики по заявлению нескольких сотрудников карантинной инспекции страны и организаций, связанных с местным Минздравом. По мнению истцов, структура Министерства торговли Египта GOEIC, контролирующая импорт с ноября 2016 года, не обладает достаточной квалификацией и допускает поставки в страну вредных для растений и людей веществ. Вердикт суда будет объявлен 13 июня. Решение может быть обжаловано, но на время рассмотрения апелляции оно будет действовать, пояснил Reuters один из юристов, участвующих в процессе. В Россельхознадзоре и Минсельхозе РФ заявили, что пока уполномоченные органы Египта не направляли информацию об изменении фитосанитарных требований к ввозимому из России зерну.
Выполнить подобное условие практически невозможно, для этого необходимо обеспечить нулевое содержание спорыньи по всей цепочке поставок — от элеватора до порта, напоминает директор «Совэкона» Андрей Сизов. Принятое судом решение приведет к фактически полной остановке торговли с Египтом как минимум на несколько недель, что негативно скажется на российском экспорте пшеницы и уровне экспортных цен, предупреждает он. С июля 2016 по 29 мая 2017 года, по данным Федерального центра оценки качества зерна, в Египет было отгружено 6,7 млн тонн пшеницы, или 25,6% всего российского экспорта этой культуры (26,2 млн тонн). В конце лета — начале осени Египет может закупать 0,4–0,6 млн тонн пшеницы ежемесячно, отмечает господин Сизов. Кроме того, под угрозой оказывается выполнение действующих контрактов с GASC. В последние недели госкомпания закупила 180 тыс. тонн российской пшеницы с поставкой в июне-июле, стоимость груза — $36–37 млн, указывает директор «Совэкона».
Египет уже вводил требование по нулевому содержанию спорыньи в августе 2016 года. Ограничения действовали несколько недель, за это время экспортные цены на российскую пшеницу снизились с $175 до $169 за тонну, в том числе из-за египетского фактора, сообщал «Совэкон». На прошлой неделе, по данным центра, экспортные цены на российскую пшеницу третьего класса выросли на $1 — до $187,5 за тонну. Котировки на новый урожай с поставками в июле-августе — $173–177 за тонну. Текущие цены и так низкие и вряд ли будут падать в ближайшее время, несмотря на ситуацию с Египтом, полагает один из экспортеров.
После введения Египтом ограничений на импорт пшеницы в августе 2016 года Россельхознадзор объявил о приостановке ввоза из республики в Россию всей плодоовощной продукции. Запрет касался и цитрусовых: на Египет приходится более 30% российского импорта в этой категории. В конце сентября 2016 года власти республики вернули предельную долю содержания спорыньи в пшенице на уровень 0,05%. Неделю спустя, после встречи чиновников двух стран в Москве, Россия объявила о снятии ограничения на поставки из Египта плодоовощной продукции.
Ограничения по содержанию спорыньи вредят прежде всего самому Египту, указывает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Экспортеры полностью остановят поставки, а без импорта крупнейший покупатель пшеницы в мире (12 млн тонн в сезон) долго не протянет, отмечает господин Сизов. Теоретически найти экспортеров, готовых работать на таких условиях, можно, но это приведет к существенному росту цен на пшеницу для Египта, добавляет господин Злочевский. Он не исключает повторения прошлогодней ситуации, когда египетские импортеры за несколько недель пролоббировали повышение предельной доли содержания спорыньи в пшенице до 0,05%.