Обвиняемых в хищениях братьев распустили по домам
Расследование дела об исчезновении депозита «Алмазювелирэкспорта» затянулось
Как стало известно "Ъ", бывший топ-менеджер ФГУП "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"" Виктор Афонин и его брат Борис, обвиняемые в хищении 530 млн руб. и $9,5 млн из ранее подконтрольного бывшему депутату Госдумы Михаилу Слипенчуку Международного акционерного банка (МАБ), переместились из СИЗО под домашний арест. Это было связано с истечением годичного срока содержания братьев Афониных под стражей, в который следствие не уложилось. В лучшем случае расследование резонансного дела закончится только осенью.
Бывший исполняющий обязанности руководителя подведомственного Минфину РФ ФГУП "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт"" Виктор Афонин и его брат Борис были задержаны 25 мая 2016 года. Через два дня Савеловский райсуд удовлетворил ходатайство следственного управления СКР по Северному округу об аресте братьев. При этом обвинение им предъявили не в злоупотреблении полномочиями (изначально расследование велось по соответствующей ч. 1 ст. 201 УК РФ), а по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
Как следует из материалов уголовного дела, Виктор и Борис Афонины, используя подконтрольные последнему фирмы, с 2007 по 2011 год заключали с МАБом кредитные договоры под гарантии депозита "Алмазювелирэкспорта" объемом около 8 млрд руб., который был размещен на счету банка. Затем деньги переводились на счета различных юридических лиц и, по версии следствия, похищались. По разработанной таким образом схеме из банка в конечном итоге был похищен весь депозит "Алмазювелирэкспорта". У самого МАБа в феврале 2016 года отозвали лицензию "из-за низкого качества активов и утраты собственных средств".
В связи с большим резонансом уголовное дело затем было передано в ГСУ СКР по Москве. А незадолго до этого следователи совместно с чекистами провели обыски в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу и главной инспекции ЦБ. Их интересовали документы, касающиеся контроля над операциями со средствами, размещенными в МАБе.
В отличие от ГСУ СКР, защита братьев Афониных настаивает на их непричастности к хищениям, полагая, что инкриминируемые им деяния "не соответствуют фактическим обстоятельствам дела". По мнению защиты, обвинение братьев Афониных в получении в течение нескольких лет невозвратных кредитов путем обмана собственника и руководителей банка выглядит "надуманным и неправдоподобным". По словам адвокатов, не раз настаивавших на иной мере пресечения для обвиняемых, с момента хищения этих денежных средств прошло более шести лет, а банк в течение этого времени не предъявлял к ним никаких претензий, не принимал никаких мер по возврату похищенного, не обращался с исками к получателям кредитов в арбитраж и даже не сообщал в правоохранительные органы о преступлении. С заявлением о махинациях в банке в ФСБ в 2016 году обратился уже конкурсный управляющий МАБа от АСВ.
Проведя год в СИЗО, братья Афонины в итоге были освобождены из него решением Мосгорсуда, который распорядился определить их под домашний арест. При этом, по некоторым данным, для обвиняемых не стали вводить наиболее строгие в подобных случаях ограничения, разрешив им, в частности, прогулки.
Само же следствие по громкому делу продлено до 5 сентября. За это время следствие рассчитывает получить результаты целого ряда экспертиз, после чего предъявить братьям Афониным обвинения в окончательной редакции и предоставить им материалы многотомного расследования на ознакомление.