С почтением к молодости
Открылся фестиваль «Кинотавр»
Фестиваль кино
В Сочи начался XXVIII открытый российский кинофестиваль "Кинотавр". До 14 июня два конкурсных жюри будут оценивать программу из 14 полнометражных и 28 короткометражных фильмов, жители и гости курорта смогут посмотреть главные коммерческие хиты российского кино 2016-2017 годов под открытым небом, а гвоздем спецпрограммы станет "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Рассказывает Юлия Шагельман.
Несмотря на пасмурную погоду и ежеминутно грозивший пролиться дождь, звезды смело вышли на красную дорожку в открытых нарядах, хотя наибольший восторг зевак и публики вызвал актер Александр Ревва в женском платье (точнее, в костюме своего персонажа из новой комедии "Бабушка легкого поведения"). Началась церемония открытия с цитаты из нобелевской речи Бродского о сущности искусства и победной статистики о достижениях российского кино за прошлый год, но потом приняла форму сеанса психоанализа, разыгранного Риналем Мухаметовым и Петром Федоровым. Под сочувственный смех, а местами и аплодисменты зала молодые актеры затронули и кризис самоидентификации российского кинематографа, и его эдипов комплекс в связи с кинематографом советским, и злобных кинокритиков, которые мешают отечественному кино наконец поверить в себя. Завершилось действо глобальным вопросом: "Что нужно российскому кинематографу для того, чтобы быть счастливым?" На этот вопрос участникам и гостям фестиваля предстоит ответить в течение ближайшей недели.
Затем актеры представили публике жюри конкурсной программы полнометражных фильмов во главе с Евгением Мироновым. Народный артист РФ объективности в оценках не обещал, но выразил надежду, что через неделю на церемонии награждения будет царить справедливость.
Президент "Кинотавра" продюсер Александр Роднянский начал свое выступление с анонсирования новой мемориальной премии — имя Даниила Дондурея теперь будет носить приз кинокритики. Далее Роднянский отметил несколько новых тенденций нынешнего "Кинотавра". Прежде всего фестиваль значительно помолодел: в этом году из 14 фильмов основной конкурсной программы половина дебютные. Молоды в самом буквальном смысле и их авторы, пяти режиссерам-конкурсантам менее тридцати лет, а еще четырем — менее сорока. Роднянский также подчеркнул независимость нового российского кино — девять конкурсных фильмов сняты без государственной поддержки, что, по словам президента фестиваля, дает их авторам возможность быть абсолютно свободными в своих высказываниях. И уж точно не препятствует многообразию жанров и стилей: диапазон теперешней конкурсной программы включает и "Прорубь", экспериментально-сатирическую ленту Андрея Сильвестрова, и фильмы вполне академичного склада.
И открылся фестиваль при всей звучности слов о воцарившихся в отечественном кино молодости и независимости картиной, предельно традиционной по форме и содержанию: "Холодным танго" Павла Чухрая, перед показом получившего из рук Александра Роднянского почетный приз "За честь, достоинство и преданность кинематографу".
В новом фильме Чухрай вновь обращается к послевоенному советскому прошлому, продолжая рефлексии, начатые в "Воре" и "Водителе для Веры". На сей раз местом действия служит Литва 1940-1950-х годов, последовательно пережившая немецкую оккупацию и советизацию (между которыми режиссер проводит недвусмысленные параллели), разорванная по живому холокостом и движением "лесных братьев". "Холодное танго" едва ли не первое обращение русского кино к этим событиям, хотя старшее поколение зрителей вполне может вспомнить фильм "Никто не хотел умирать" Витаутаса Жалакявичюса. Сейчас, когда тема участия литовцев в холокосте, актуализированная книгой Руты Ванагайте, стала особенно острой, можно не сомневаться, что фильм Чухрая (планирующийся к прокату в том числе в странах Балтии) заденет многие болевые точки.
Однако режиссера, как всегда, больше интересуют не масштабные исторические явления, а конкретные человеческие судьбы. Главный герой "Холодного танго" Макс (Риналь Мухаметов), потерявший в холокосте мать и сестру, после войны возвращается в родной город, чтобы увидеть Лайму (Юлия Пересильд), которую полюбил еще подростком. Связь между ними неразрывна и в то же время болезненна: отец Лаймы когда-то спас Макса от немцев, но при этом работал в зондеркоманде и присваивал вещи убитых евреев, а после войны возглавил отряд "лесных братьев". Макс стал свидетелем изнасилования юной Лаймы фашистским офицером — и не вступился. Спустя годы травма продолжает вызывать между героями то притяжение, то отторжение.
"Холодное танго" — густо замешенная ретромелодрама в духе "Лили Марлен" (Юлия Пересильд с уложенными по моде 1940-х кудрями даже чем-то похожа на молодую Ханну Шигуллу), только с неизбежным советским акцентом. Майор Таратута (Сергей Гармаш), руководящий розыском "лесных братьев", не еврей, не литовец, а советский человек в общем смысле (хотя любовь к песне "Чому я не сокiл" подсказывает, что у него тоже есть национальность, но тут авторы фильма решили не углубляться). И его отношения с родиной так же нерасторжимы и мучительны, как любовь Макса и Лаймы. Молодые исполнители, увы, несколько теряются на фоне Гармаша, а бурным чувствам в их исполнении недостает естественности. Но сценарий, полный кипящих страстей, и классической красоты операторская работа Игоря Клебанова вполне способны обеспечить успех у зрителей фильму, который, хотя и выходит "к дате" — 22 июня, выглядит все-таки не госзаказом, а плодом искреннего переживания.