Немцы присматриваются ко всей ВСМ Москва—Казань
Новое предложение может быть сделано в июне-июле
Консорциум «Немецкая инициатива» изучает возможность участия в финансировании строительства всей высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань. Ранее сообщалось, что он рассматривает для себя возможность строительства второго участка дороги и вложения порядка €3,5 млрд. Актуализированные финансовые и технические предложения по ВСМ консорциум представит ОАО РЖД «в июне-июле».
Консорциум «Немецкая инициатива», объединяющий Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании, работает сейчас над конкретными техническими решениями по проекту высокоскоростной магистрали Москва—Казань, заявил журналистам в рамках железнодорожного форума 1520 в Сочи глава Siemens в России Дитрих Мёллер. Кроме того, топ-менеджер дал понять, что участие консорциума может распространиться не только на один из участков, но и на всю ВСМ. Речь шла о том, рассматривать проект в целом или поэтапно, пояснил он ТАСС.
Проект ВСМ Москва—Казань протяженностью 770 км будет реализован на принципах ГЧП в форме концессии. В проекте две фазы: Москва—Нижний Новгород и Нижний Новгород—Казань. Общая стоимость — 1,26 трлн руб. Планируется, что дорога в будущем станет частью ВСМ Москва—Пекин (стоимость — 7 трлн руб.) и «Шелкового пути», который свяжет Китай с Европой и Ближнем Востоком. Изначально предполагалось, что пассажиропоток на ВСМ Москва—Казань в 2020 году составит 4,7 млн человек, к 2030 году вырастет до 15,9 млн пассажиров, а в 2050 году достигнет 23,9 млн человек. В ноябре глава ОАО РЖД Олег Белозеров объявил, что сроки сдвинутся на 2022–2023 годы.
Основным инвестором проекта назывался Китай. В июне 2016 года стало известно, что Пекин подтвердил готовность участия в ВСМ и внес 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы проекта, $1 млрд — второй фазы, а также предоставит долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank. В мае текущего года первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин сообщал, что договоренности предусматривают предоставление 400 млрд руб. на 20 лет под 4% годовых. Также он отмечал, что монополия ведет переговоры с Китаем об увеличении инвестиций в проект (см. “Ъ” от 19 мая). По словам господина Мишарина, параллельно ОАО РЖД находится в диалоге с «Немецкой инициативой», которая готова была взять на себя второй участок ВСМ (см. “Ъ” от 21 июля 2016 года). Сообщалось, что консорциум может профинансировать проект на €2,7 млрд и привлечь в проект до €800 млн. Но предложение инвестора вызывало вопросы со стороны ОАО РЖД. Как отмечал господин Мишарин, ОАО РЖД не устраивал объем локализации в целом: «Он очень маленький и по строительству, и по подвижному составу».
Сегодня Дитрих Мёллер уточнил, что консорциум работает и по уточнению финансирования: «Там много детальных вопросов по срокам, ставке и т. д.». В июне-июле «Немецкая инициатива» должна представить ОАО РЖД актуализированные предложения по ВСМ. Накануне Александр Мишарин говорил, что ОАО РЖД предлагает «Немецкой инициативе» снизить ставку и увеличить сроки кредита на строительство ВСМ Москва—Казань. По его словам, немцы предлагали срок кредита на 15–17 лет и ставку LIBOR плюс 2–4 процентных пункта, тогда как ОАО РЖД считало, что срок надо увеличить до 20 лет, а ставку — понизить до LIBOR плюс 1 процентный пункт.
Почему Белый дом отправлял модель ВСМ на доработку
Как выяснил "Ъ", правительство отправило в ноябре 2016 года на доработку модель крупнейшего инфраструктурного проекта в современной истории России — ВСМ Москва--Казань стоимостью 1,2 трлн руб. Хотя активные переговоры с китайскими и немецкими инвесторами уже ведутся, Белый дом теперь хочет перепроверить реалистичность всех базовых характеристик, в том числе объема пассажиропотока, а также стоимости и источников финансирования. По мнению экспертов, государство стремится минимизировать свои риски в условиях дефицита бюджетных средств. Читайте подробнее