Наличные отправят новым курсом
Рынок инкассации ждут серьезные реформы
Инкассация — один из самых закрытых сегментов банковского бизнеса. В то же время, несмотря на активный рост безналичных платежей, объем инкассации наличных денег почти не меняется, составляя около 30 трлн руб. в год. Неизменными долгое время оставались и правила игры на рынке — у Банка России, регулирующего эту сферу, были более актуальные проблемы. Однако сейчас и регулятор и участники рынка пришли к тому, что перемены необходимы, и в ближайшее время инкассаторов ждут реформы, которые могут существенно изменить этот бизнес.
О назревших изменениях в регулировании инкассаторского рынка впервые сообщил первый зампред Банка России Георгий Лунтовский в феврале на форуме в Магнитогорске. "Рынок инкассации требует соответствующего регулирования. На сегодняшний день это сложноуправляемый процесс, и на рынок приходят организации, которые не готовы оказывать подобные услуги",— заявил тогда он, не став вдаваться в подробности.
Рынок больших масштабов
Согласно российскому законодательству, заниматься инкассаторской деятельностью могут лишь кредитные организации (в том числе небанковские). Особняком стоят ФГУП "Главный центр специальной связи" (ФГУП ГЦСС), который исторически сотрудничает с "Почтой России" и оказывает услуги инкассации в рамках ее деятельности, и объединение "Росинкас". Это юридическое лицо с особыми уставными задачами, оно входит в единую централизованную систему Банка России как самостоятельный субъект (в целях обеспечения его деятельности по организации наличного денежного обращения), но также оказывает и коммерческие услуги инкассации.
Организации, не имеющие статуса кредитных, не имеют права заниматься инкассаторскими услугами. Среди банков крупнейшим на рынке остается Сбербанк, который в этой сфере сопоставим по масштабам с "Росинкасом". В тройку лидеров также входит Московский кредитный банк (МКБ), который существенно укрепил свои позиции после приобретения в конце 2015 года НКО "Инкахран" у Росбанка. На остальных участников рынка приходится менее 10%.
Рентабельность инкассации как бизнеса вызывает вопросы у банкиров. По словам руководителя операционного управления Райффайзенбанка Натальи Воеводиной, собственная служба инкассации может быть прибыльной для банка, но только на больших объемах и при хорошем территориальном развитии. Впрочем, даже лидерам рынка заработать на инкассации сейчас непросто. "В России уже несколько лет тарифы на инкассацию отстают от затрат на ее обеспечение,— утверждает председатель правления "Инкахрана" Максим Краюшкин.— Только стоимость горюче-смазочных материалов выросла за последние три года на 14-15%, притом что тарифы на услуги инкассации остались практически неизменными". "Инкассация может быть прибыльной при условии ведения разумной тарифной политики со стороны всех участников рынка, при одновременном контроле и постоянном повышении эффективности операционных подразделений,— отмечают в Сбербанке.— В современных условиях мы считаем, что рынок инкассаторских услуг недооценен. Действующие тарифы находятся на уровне себестоимости операций инкассации".
От ЧОПа к спецконтейнеру
Существенная часть расходов при инкассации приходится на выполнение требований ЦБ по наличию вооруженной охраны. При этом право на ношение оружия имеют лишь сотрудники "Росинкаса" и Сбербанка, другие банки вынуждены привлекать частные охранные предприятия (ЧОП) и нести дополнительные расходы. В то же время ЧОПы, несмотря на отсутствие у них по закону самостоятельного права заниматься инкассаторской деятельностью, нередко составляют конкуренцию банкам. Учитывая, что работают такие ЧОПы вне банковского регулирования и надзора ЦБ, они могут предлагать компаниям и банкам, не имеющим собственных служб инкассации, услуги гораздо дешевле официальных.
Эта проблема беспокоит ЦБ, но самостоятельного решения у финансового регулятора нет. Деятельность ЧОПов регулирует созданная в апреле 2016 года на базе войск МВД Росгвардия. Новое ведомство активно взялось за ЧОПы и готовит поправки, ужесточающие требования к участникам рынка, но очевидно, что закрыть сразу все лазейки Росгвардия не сможет.
Еще больше, чем ЧОПы, занимающиеся незаконной инкассаторской деятельностью, ЦБ волнует качество компаний, привлекаемых банками для оказания услуг по вооруженной охране. Фактически сейчас никаких требований к ним со стороны ЦБ не установлено, при этом если крупные банки выбирают, как правило, надежных поставщиков услуг, то небольшие зачастую не уделяют должного внимания качеству. Всего же, по данным ЦБ, к услугам ЧОПов прибегают 315 кредитных организаций. Решение этой проблемы ЦБ ищет совместно с Росгвардией в рамках специально созданной рабочей группы и надеется, что в обозримом будущем круг ЧОПов, которые смогут привлекаться банками в рамках инкассации, будет ограничен (см. интервью Георгия Лунтовского).
При этом регулятор намерен предоставить банкам долгожданную возможность и вовсе избавиться от ЧОПов, сняв поправками в 318-П требование по наличию вооруженной охраны при инкассации, если банк использует специализированные красящие контейнеры (окрашивают денежные средства при попытке вскрытия). Очевидно, что новшество будет востребовано далеко не всеми, контейнеры — дорогостоящее оборудование, сейчас их используют лишь 11 участников рынка. Передовиком во внедрении этой технологии является Сбербанк, который начал эксперимент с применением спецконтейнеров еще в 2010 году. "Спецконтейнеры позволяют минимизировать риски утраты/хищения денежной наличности при их транспортировке и повысить уровень обеспечения безопасности инкассаторов, делают нападения на инкассаторов бессмысленными. Окрашенные банкноты невозможно привести в платежное состояние,— отмечают в Сбербанке.— При этом стоимость спецконтейнера достаточно высока — порядка 250-300 тыс. руб., что затрудняет их широкое применение".
Под давлением "тротуарных рисков"
Тем временем регулятор намерен более тщательно контролировать соблюдение собственных требований к кредитным организациям в части инкассации. Как сообщили в ЦБ, сейчас это происходит в рамках специализированных проверок (в 2016 году их было около 20). Кроме того, инкассация изучается в рамках комплексных или тематических проверок кредитных организаций. ЦБ уже подготовил проект специальных методических рекомендаций по проведению проверки организации работы по перевозке, инкассации наличных денег в кредитной организации для использования в работе проверяющими Банка России, который планируется принять во втором квартале текущего года.
В перспективе же, по мнению Георгия Лунтовского, участники рынка должны понять, что инкассаторский бизнес — затратная история, а на рынке в перспективе останутся только три-четыре крупных игрока, которым остальные банки смогут передать инкассацию на аутсорсинг. Банки не спорят с регулятором. "Основную проблему мы, как пользователи услуг инкассации, видим в недостаточном количестве крупных перевозчиков федерального масштаба, с которыми крупным банкам было бы удобно организовать сотрудничество в масштабах страны",— отмечают в группе ВТБ. Однако в новых условиях конкурировать с действующими лидерами рынка готовы и новички. Так, активно развивает инкассаторские услуги Россельхозбанк (РСХБ), который запустил этот бизнес лишь в 2014 году, но уже сейчас работает в 14 регионах и намерен расширять свое присутствие. "Анонсированные ЦБ изменения позволят сделать ставку на использование новых технологий, снизить издержки и сделать работу службы инкассации более эффективной,— отмечают в РСХБ.— В настоящее время банк приступает к тестированию спецконтейнеров".
От государства при этом банкиры ждут мер по снижению рисков нападения на инкассаторов. Необходимо уделять особое внимание инкассации как деятельности, связанной с повышенными рисками, отмечают в группе ВТБ. По данным экспертов Ассоциации НДО (объединяет крупнейших игроков на рынке инкассации), анализ нападений на инкассаторов показывает, что в большинстве случаев они происходят во время переноски денежной наличности и ценностей между бронированным спецавтомобилем и объектом инкассации, когда срабатывает так называемый тротуарный риск.
"Одной из обязательных мер профилактики таких преступлений является возможность подъезда, остановки/стоянки в непосредственной близости к объекту инкассации, не более четырех-пяти метров,— отмечают в Ассоциации НДО.— Однако современные правила дорожного движения не предоставляют достаточного правового обеспечения действиям бригад инкассации для минимизации этого риска". На проблему "тротуарного риска" указали "Ъ" и представители всех опрошенных банков. Данная проблема обсуждается с 2013 года, но так и не решена. В связи с важностью проблемы комитет по обороне и безопасности Совета федерации в конце 2016 года принял решение о создании межведомственной экспертной группы, которая должна комплексно обсудить вопрос и наметить программу минимизации рисков.