Орехи укрепили снеки

Этот продукт стал самым быстрорастущим на рынке

Активные продажи упакованных орехов удержали российский рынок снеков от падения. В апреле 2016 года — марте 2017 года продажи этого продукта выросли на 13%, тогда как годом ранее они снижались на 21%, подсчитали в Nielsen. Популярности орехов способствует падение цен на этот продукт и устоявшееся мнение, что орехи полезнее чипсов и сухариков.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

С апреля 2016 года по март 2017 года продажи снеков в России выросли на 0,6% в натуральном и на 6,1% в денежном выражении, следует из результатов ритейл-аудита, проведенного Nielsen. В исследовании, предоставленном "Ъ" компанией, отмечается, что за год темпы роста сократились на 0,1 процентного пункта (п. п.) и 5,1 п. п соответственно. От падения рынок во многом удерживает только категория упакованных орехов, отмечается в исследовании. В натуральном выражении продажи этого сегмента с апреля 2016 года по март 2017 года выросли на 13%, тогда как годом ранее снижались на 21%. Все остальные категории снеков демонстрируют снижение или замедление показателей. Так, продажи соленого печенья за этот период сократились на 8,6% в натуральном и на 1,3% в денежном выражении. В сегменте соленых закусок (палочки, сушки, хлебные сухарики и пр.) оборот в натуральном выражении снизился на 0,2%, а темпы роста в денежном выражении за год сократились на 11,1 п. п., до 3%. Продажи картофельных чипсов в апреле 2016 года — марте 2017 года выросли на 2,4% в натуральном и на 9,3% — в денежном выражении, тогда как годом ранее эти показатели составляли 4,2% и 14,4% соответственно.

Основной владелец крупнейшего производителя снеков в стране "КДВ групп" (бренды "3 корочки", "Кириешки" и пр.) Денис Штенгелов в целом соглашается с указанными в исследовании Nielsen трендами. По данным Euromonitor International, объем российского рынка снеков в 2016 году вырос с 227,8 млрд до 239,5 млрд руб. На долю орехов, семечек и смесей орехов и сухофруктов приходится 39,9% продаж (95,5 млрд руб.).

239,5 миллиарда рублей составил объем российского рынка снеков в 2016 году, по данным Euromonitor

Основной вклад в рост категории орехов за последний год вносят собственные торговые марки (СТМ) ритейлеров: доля такой продукции в структуре продаж заметно увеличивается, объясняет директор по работе с глобальными компаниями Nielsen Россия Марина Лапенкова. В апреле 2016 года — марте 2017 года продажи СТМ орехов выросли на 35,8% в натуральном и на 11,8% — в денежном выражении, говорится в исследовании. Сейчас на долю СТМ в этой категории приходится 45,8% и 31,9% продаж соответственно. Представитель ГК "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория" и "Мегамарт") Владимир Русанов говорит, что СТМ "Д" и "Восточный калейдоскоп" занимают около 70% во всех продажах орехов. Для сравнения: в группе "семечки и чипсы", где представлены сильные бренды, доля СТМ не превышает 25%, указывает он. Росту популярности категории у потребителей способствует и цена: в апреле 2016 года — марте 2017 года средняя стоимость 1 кг орехов снизились на 10%, а СТМ этого продукта — на 17,6%, добавляет госпожа Лапенкова. Цены на орехи существенно повышались в 2014-2015 годах из-за резкого падения курса рубля, напоминает глава Национального агентства ценовой политики Станислав Черкасов. В мае 2017 года, по данным Росстата, орехи подешевели на 0,2-3,6%. В Nielsen полагают, что популярности продукта также способствует переключение россиян на более правильное, здоровое питание. Тем не менее, по данным "Дикси", главным драйвером рынка снеков остаются чипсы и семечки: продажи каждой из этих категорий в среднем выросли на 12%.

Сейчас орехи занимают наименьшую долю на рынке снеков — 8,6% в натуральном и 9,7% в денежном выражении, говорится в исследовании Nielsen. Самая популярная категория — чипсы (48,6% в натуральном и 9,7% в денежном выражении), на втором месте — соленые закуски с долей 28,9% и 23,9% соответственно. Наиболее сильные позиций на рыке, по данным Euromonitor, у брендов Lay's, Max и "ХрусTeam" (все PepsiCo). В денежном выражении на них приходится 8,1%, 4,3% и 4,2% всех продаж соответственно. Представитель PepsiCo добавил, что доля компании на рынке снеков в 2016 году выросла на 0,9 п. п.

В 2017 году, по прогнозу Euromonitor, объем российского рынка снеков вырастет на 0,2%, до 240 млрд руб. В частности, продажи соленых закусок увеличатся на 0,56%, до 88,4 млрд руб., соленого печенья — на 3,7%, до 25,2 млрд руб. Сегмент орехов, семечек и смесей орехов и сухофруктов в 2017 году при этом может сократиться на 1% в денежном выражении до 94,5 млрд руб. и на 0,23% — в натуральном, ожидают в Euromonitor.

Анатолий Костырев

Вся лента