Переводы пенсий вычислят по СНИЛС
Порядок перехода клиентов НПФ никого не устраивает
Крупнейшие лоббисты пенсионной отрасли — НПФ Сбербанка и СРО НАПФ — предлагают модифицировать порядок перевода накоплений клиентов. В результате текущий страховщик будет узнавать о таких переходах не раз в году, по итогам кампании, а в течение недели с момента подачи заявления в ПФР и сможет проинформировать гражданина о потере инвестдохода. Впрочем, по оценке других участников рынка, кардинально решить проблему частых и затратных как для отрасли, так и граждан переходов между НПФ такая конфигурация не позволит.
Обращение в Минтруда и Пенсионный фонд России (ПФР, администрирует систему ОПС) с инициативой корректировки порядка перевода накоплений застрахованных лиц между фондами в начале июня направили НПФ Сбербанка и НАПФ (оба есть в распоряжении; обращения отличаются отправителем и несколькими незначительными деталями). Как отмечают авторы писем, в фонды поступают десятки тысяч жалоб на неправомерный перевод или отказ в переводе пенсионных накоплений, а также на потерю инвестдохода (см. также "Ъ" от 16 мая). Изменить ситуацию, при которой текущий страховщик узнает о переходе клиента в другой фонд и не может проинформировать его о потере инвестдохода, могло бы, по замыслу авторов письма, "создание единой платформы" на базе ПФР или СРО НПФ. "Еженедельное информирование участников системы о факте подачи заявления по номеру СНИЛС без указания персональных данных не противоречит законодательству",— отмечено в письмах. По мнению лоббистов, данный функционал может быть построен на базе ПФР или СРО "в кратчайшие сроки, до 1 июля".
Авторы обращения также предлагают ПФР по факту жалоб клиентов НПФ запрашивать в удостоверяющих центрах (они создают электронные подписи при подаче заявлений в электронном виде) подтверждающие факт обращения граждан документы (источник оплаты и проч.). В случае если удостоверяющий центр таких документов не представит, ПФР предлагается инициировать проверку с последующим отключением таких игроков от электронного документооборота и ходатайствовать в Минкомсвязи об отзыве их аккредитации. А в случае "технических ошибок" и подачи заявления на перевод пенсии без ведома гражданина (по жалобам граждан, подтвержденным его текущим и новым страховщиком) вносить изменения в реестр застрахованных лиц в досудебном порядке (сейчас ПФР пересматривает решения о переводе накоплений граждан только по судебным решениям; см. "Ъ" от 16 мая).
В Минтруда хорошо известно о жалобах граждан на неправомерный перевод пенсионных накоплений — как в отношении НПФ, так и удостоверяющих центров. Однако предложения участников рынка "потребуют не только изменения нормативной базы, но и создания или перенастройки информационных систем ПФР", отмечают в пресс-службе Минтруда. И в связи с этим они "направлены в ПФР для их проработки". В ПФР подтвердили, что "вопрос прорабатывается".
Другие крупные участники рынка считают, что без правок профильного законодательства изменить порядок переходов клиентов между НПФ и минимизировать потери гражданами инвестдохода невозможно. По словам президента АНПФ Сергея Белякова, "заявление о переводе пенсий должно подаваться текущему страховщику, все остальное — не решение проблемы, а попытка объяснить ее". "По итогам кампании 2017 года при досрочных переходах граждане рискуют потерять до 23 тыс. руб. инвестдохода при среднем счете 75 тыс. руб., надо вносить не небольшие технические правки, а срочно менять порядок переходов",— подчеркивает исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев.
Вариант с информированием текущего страховщика о переходе его клиента в новый фонд позволит НПФ прогнозировать оттоки. "Изменение же порядка переходов и подача заявления текущему страховщику серьезно сократят возможности НПФ, активно привлекающих через банковские сети, по агрессивному росту базы",— отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперта РА" Павел Митрофанов. Впрочем, как указывает руководитель крупного фонда, половина заявлений на перевод накоплений подается в ПФР в последние рабочие дни года и "по факту никакой недели на информирование этих клиентов не будет".