На БАМ скинутся всей страной
ОАО РЖД хочет оплатить стройку из тарифа
ОАО РЖД может профинансировать расширение БАМа и Транссиба за счет инвестнадбавки в 2% к тарифу. По подсчетам экспертов, это даст компании порядка 25-26 млрд руб., но только на пропуск новых грузов из Кузбасса может понадобиться еще 24 млрд руб. Эксперты считают, что инвестнадбавка в общесетевом тарифе должна быть направлена на повышение эффективности работы всей сети железных дорог, а не одного направления.
ОАО РЖД рассматривает возможность финансирования развития БАМа и Транссиба за счет инвестсоставляющей в тарифе, сообщил вчера глава монополии Олег Белозеров. По его словам, механизм инвестнадбавки прорабатывается с прошлого года, сейчас его обсуждают с ФАС. Примерный уровень надбавки — 2%, сообщил он. В этом году сходная надбавка шла на капремонт путей, и рассматривается возможность ее продления. "Мы сейчас обсуждаем, какой принцип инвестнаценки был бы справедлив: все ли будут платить, не все",— сообщил глава ОАО РЖД, добавив, что "методика подготовлена, расчеты сделаны, есть варианты".
Олег Белозеров считает, что в качестве цели надбавки "БАМ, Транссиб — хорошее направление". "Может быть, подходы к портам — дополнительно, не те, которые мы уже заложили,— пояснил он.— Считаем, что нужен не просто "тариф плюс 2%", а как в этом году по капремонту — куда, с какой целью и что ОАО РЖД должно за это обеспечить". Он добавил, что и надбавка на капремонт в значительной части пошла на Дальний Восток.
О возможном направлении надбавки в 2% на модернизацию БАМа и Транссиба Олег Белозеров рассказывал в интервью "Ъ" 30 мая, оговорившись, что вариант рассматривается в случае роста экспорта в 2018 году. Он упоминал, что ОАО РЖД ориентируется на увеличенный грузопоток по БАМу — 80 млн тонн к 2025 году. Кузбасс готов дать 30 млн тонн дополнительных грузов (см. "Ъ" от 31 мая). Необходимость в новых инвестициях в пропускную способность Транссиба для вывоза грузов из Кузбасса до 2020 года оценивается в 40 млрд руб. против плановых 16 млрд руб.
Сумму обсуждали 16 мая у замминистра транспорта Алана Лушникова, рассказал "Ъ" источник, знакомый с протоколом совещания. ОАО РЖД по итогам совещания поручено до 6 июля дать предложения по корректировке плана модернизации БАМа и Транссиба и подготовить также детальные планы и финмодели: до 20 июля — по развитию инфраструктуры для вывоза грузов из Кузбасса, до 15 октября — дополнительного развития инфраструктуры Восточного полигона. Также монополии до 6 июля поручено проработать альтернативные варианты финансирования модернизации БАМа и Транссиба в 2018 и 2019 годах — с учетом замещения средств бюджета альтернативными источниками, в том числе за счет возможного увеличения тарифной нагрузки на грузоотправителей, рассказывает собеседник "Ъ".
В ФАС "Ъ" сообщили, что идея инвесттарифов для ОАО РЖД прорабатывается для возможности заключать долгосрочные договоры с грузоотправителями по фиксированным ценам и конкурировать с другими видами транспорта. Инвестсоставляющая должна создать механизм гарантирования частных инвестиций в инфраструктуру, в том числе в рамках концессий, когда инвестор строит примыкающую инфраструктуру, а ОАО РЖД платит за ее использование или выкупает. Как говорят в ФАС, прорабатываются и механизмы инвесттарифов для возврата инвестиций в обновление локомотивного парка (локомотивная составляющая выделяется в выручке ОАО РЖД в виде платы за тяговое усиление на основе контракта жизненного цикла). Реализация этого будет выгодна ОАО РЖД, потребителям и частным инвесторам, механизмы описаны в проекте постановления правительства, который согласовывают с Минэкономики и Минтрансом. В Минэкономики сообщили "Ъ", что предложений о финансировании расширения БАМа и Транссиба из инвестнадбавки в 2% к тарифу не поступало. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили.
По подсчетам главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, инвестнадбавка даст 25-26 млрд руб. в год, но он называет позицию ОАО РЖД "непоследовательной". Компания предлагает тарифы для инфраструктурных проектов только для грузоотправителей, использующих реконструируемую инфраструктуру, говорит эксперт, но намерена направить средства от повышения тарифа по всей сети на расширение БАМа и Транссиба. По его мнению, инвестсоставляющая в общесетевом тарифе должна повышать эффективность работы всей сети.